fbpx


15 — 30 марта 2014
выставка Аси Флитман
Животные, люди, птицы и места их обитания

flitman

АСЯ ФЛИТМАН. Выставка картин  «Животные, люди, птицы и места их обитания»

Математик по образованию, Ася Флитман родилась в 1956 г. и начала заниматься живописью, когда была подростком, безо всякого интереса к заработку – «для себя». Долгое время картины оставались чем-то вроде личного дневника: потом по стечению обстоятельств знакомая немка, пастор-антропософ, предложила показать работы в Мюнхене. Это было в 1988 году. На сегодняшний день у Аси состоялось уже более десяти выставок.

При том, что Асе удалось оградить себя от коммерческих живописных заказов, в последние годы она проявила себя как прекрасный книжный иллюстратор с узнаваемой и необычной манерой. Поперек книжной традиции, иллюстрации Аси Флитман сделаны масляными красками, иногда, как и ее большие картины, они включают рукописный шрифт: надписи, поэтические тексты, цитаты. Одной  из первых таких книг стал сборник поэта Бонифация «Мы буковки», нарисованный и изданный в 2001 году. Буквы, люди и птицы на его разворотах пляшут, печалятся и улыбаются, рассказывая о далеком мире, где одушевлены не только предметы, но и мысли. Недавно, в 2012 г., с иллюстрациями Аси вышли «Сказки» Сергея Седова.

Замечательная фантазия Аси Флитман кажется безграничной, в каждой картине находишь новые неожиданные сюжеты. Тем интереснее формальные задачи, которые она сама себе ставит, чтобы упорядочить поток образов, включить его в серию или цикл. Выставка «Животные, люди, птицы и места их обитания» разделена на две части: в одной можно посмотреть на большие холсты, в другой – на авторские карточки для игры Dixit, написанные на маленьких кусочках холста. Для этих «мелких» полотен Ася разработала собственную систему живописи косо сточенной деревянной палочкой – простой зубочисткой, из которой при небольшой доработке получается микро-мастихин. Похожую, только укрупненную фактуру она нередко использует в больших вещах, работая обратной стороной кисти, настоящим мастихином или пальцами.

Главное внимание Аси, работающей очень уединенно и без лишних глаз, занимает сам процесс живописи, который она называет «размазыванием краски». Косвенными поводами для вдохновения служат как реальные пейзажи или жанровые сценки (очередь в сберкассу, пассажиры метро или увиденный в окно дворник), так и внутренний каталог визуальных впечатлений, где смешиваются вырезки из старых журналов, иллюстрации, сны, чужие рассказы или воспоминания. Несмотря на иллюзорную «наивность» исполнения, живопись Аси Флитман всегда содержит мягкую иронию и довольно заметно дистанцируется от зрителя. Особенно это заметно, когда видишь несколько ее картин одновременно. Перед нами – не приглашение войти в картину, а приглашение незаметно понаблюдать за явлением или событием. Это может быть необычно расцвеченное небо, дом в облаке, фантастические птицы, взлетающие наперегонки с людьми, великан в шляпе, лошадь, заглянувшая на чашку кофе. Все это вовсе не отдельные парадные рассказы, а фрагменты повседневности, которые видит только Ася.

Несмотря на размер, карточки для Dixit ничем не уступают картинам. Дело в том, что хотя Ася Флитман  легко шьет, вяжет, вышивает и режет по дереву, в ее искусстве нет ничего, что было бы сделано только для прикладной задачи. Любая сделанная ей вещь превращается в объект со множеством смыслов, а этим может похвастаться далеко не всякий художник. И все же издание таких карточек было бы отличным подарком каждому ребенку.

На выставку можно и нужно приходить с детьми и с фотоаппаратом.

Надя Плунгян


Комментарии

Нина

Спасибот Ася!

У тебя такие чудесные картины, просто душа отдыхает!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*