fbpx


Курс Петра Сафронова
«Изобретение Понятий»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться
John Reuss
John Reuss

Занятие философией часто считается  намеренным запутыванием простых вещей.  При этом предполагается, что философия как бы добавляется к чему-то уже существующему.  К чему именно — это уже и не важно. Так появляются «философия обуви», «философия красоты», «философия фильма» — чего угодно на свете.  Поскольку работает философия с понятиями, то продолжая критику философии нужно предположить, что и понятия прекрасно существуют до всякой философии.  Это значит, что слова сами собой, без участия философии становятся понятиями.    Критики философии полагают, очевидно, что здесь все ясно.  Проблема, однако, заключается в том, что критики неточно понимают характер философской работы с понятиями.  Философия не работает с понятиями как готовыми сущностями.  Она претендует на их изобретение.  Поэтому ни философии обуви, ни философии красоты, ни философии фильма быть не может — если при этом обувь, красота и фильм считаются чем-то уже знакомым.  Для философии во всем этом ничего знакомого нет. Понятия изобретаются там и тогда, где мы ко всему  существующему относимся отчужденно.  Поэтому понятия не возникают из слов. Исследование процесса изобретения понятий является разбором обычного языка. В ходе нашего курса мы будем двигаться от слов к понятиям, рассчитывая  на слабость нашего способа речи.

1.  Начало. 14 февраля в 19-30

То, что ничего для себя не требует . Это политическое определение начала.  Оно ничего о себе не заявляет и не нуждается в представительстве.  Равным образом не нуждается оно и в заботе. Но если оно ни к чему не относится, то почему к нему все относится? Начало чем-то отличается от всего остального. Оно существует само по себе. Значит, начало может быть и без продолжения. Начало является началом не потому, что оно дало чему-либо начало. Напротив, именно потому, что начало никому не отдано и не отдается, оно  таковым и является.  Мыслить начало следует как сопротивление передаче. Начало никуда не переходит. Оно остается тем же. Поэтому начало безвременно и любая попытка освятить начало временем (древностью) является заведомо неудачной.  Задача обсуждения ясна: размежевать начало от расхожих разговоров о времени и тп.

2.  Связь и отношение 2 марта в 17-00

Часто приходится слышать расхожий вопрос:  какое это имеет ко всему отношение? Таким вопросом предполагается как будто, что вещи, помимо собственной сущности, обладают еще отдельным свойством «быть в отношении».  Однако, если это свойство в состав вещей не входит, то нельзя и задать вопрос о том, как одна вещь относится к остальным.  Получается, что все они существуют как таковые без отношений.  И все же мы склонны такие отношения предполагать.  Предположение о существовании отношений основано на том допущении, что между вещами существует связь.  Вещи связаны, а раз так — между ними существует отношение.  Может ли одна вещь войти в отношение к другой без связи? И может ли существовать связь без отношения? Эти вопросы подвигаются сомнением в содержательности различия как способа схватывать мир. Следует ли тогда держаться всеединства — это будет обсуждено.

John Reuss
John Reuss

3. Окружение. 14 марта в 19-30

Все ли имеет свое окружение? Если, скажем, начало устанавливается в радикальной отчужденности от всего пере-данного, то следует ли из этого, что оно напрочь окружения.  Окружение кажется очень мягкой категорией.  Оно не идет к высотам сурового спекулятивного одиночества.  Опять-таки  если предполагать, что эти высоты не являются лишь созданием больного воображения. Окружение предоставляет человеку возможность обойтись с вещами по-свойски («вот что меня окружает»): так как будто вещи были не более чем дрессированными  животными.  Даже предположение враждебности окружения все равно не выводит вещи вокруг меня из регулируемого состояния. Я все равно опережающим образом их помечаю и подготавливаюсь.  Может ли быть такое окружение, в котором всё кружит вокруг всего? Окружение, которое не расставлено по местам и не приняло форму ситуации? О таком пойдет речь.

4.  Настоящее.  

Надо предупредить одно запутывающее различие: настоящим в русском языке называется часть времени — отличная от прошлого и будущего, а также подлинное, сугубо достоверное — в отличие от ложного и обманного.  Предупредив такую путаницу мы, однако, тут же должны ее снова восстановить.  Отличать настоящее время от остальных чаще всего приходится по отличающей его  сугубой достоверности.  Настоящее — это мое здесь-и-сейчас окружение, которое я  могу в этом качестве обозревать с разных позиций.  То есть настоящего всегда больше,  чем есть. В него попадает и это, и то, и вон то тоже.  Подлинность — это способ описания избытка, ситуации, в которой слов заведомо меньше, чем присутствия. Подлинное — то, что в слова не вмещается, и поэтому оно настоящее. А вот о прошлом и будущем можно рассказывать.  Что же делать с настоящим? Или здесь нужно вовсе отказаться от действия, обратив все усилия на прошлое и будущее? Жить в настоящем — и бездействовать? Эту проблему нужно будет вывести на свет.

5.  Доверие и отчаяние

Избыточность настоящего по-особому доверительна. Настоящее невозможно исчерпать, оно никак не заканчивается — и выйти из него в какую-нибудь другую область,  значит уйти в прошлое или  в будущее.  Неисчерпаемость настоящего создает ситуацию отчаяния: что ни делай, куда ни смотри — всюду одно только настоящее. Настоящее не просто может, а с необходимостью вызывает отчаяние. И все же смотря вокруг я вижу довольно мало отчаянных людей и вещей. Почему так?  Надо полагать, что они усвоили такой способ отношения к настоящему, который позволяет его как-то разгрузить, избавить от излишков.  Такое вот упрощение настоящего я называю доверием.  Доверять — значит приводить настоящее в соответствии со своими возможностями, делая его более бедным, чем оно есть.  О том, как  в доверии утрачивается настоящее будем говорить.

6. Свобода

Тут  накоплено много умозрений.  Это, вероятно, от  того, что свободу мы — люди — склонны подгонять под свои способности. Подгоняя свободу под разум, получим интеллектуальную свободу. Под воображение- свободу творческую. И так далее.  Дело выглядит так, что свобода по умолчанию поставлена в отношение к тому, что можно сделать. Прежде нужно мочь, а потом уже — свобода. То, чего я не могу, моя свобода не охватывает.  Получается, что свобода нужна для того, чтобы правильно провести границы: отделить возможное от невозможного. Проводить их, конечно, можно по-разному, но они как бы всегда есть. Или нет?  Что будет, если совершенно отделить свободу от можествования? Ничего совсем не мочь и быть свободным — как это? Отличим попутно состояние немощи от выбора в пользу бездействия. О немощной свободе стоит сказать особо.

7. Поверхность

Поверхность — это то, на чем остальное пребывает. У чего есть поверхность — то для меня и существует. А если нет поверхности,  то такое и помыслено быть не может.  Остальное же для мышления вовсе не обязательно. Поверхность сама себя держит и сама себя гарантирует.  Отчего? От того, что в ней любое количество точек можно снять одним взглядом.  В поверхности все сразу помещается.  Поверхность объемлет.  Полная жизнь требует поверхности. И наоборот, поверхность — этот и есть единственно полная жизнь.  Развернуть весь мир в одну бесконечную поверхность кажется едва ли не высшим пределом совершенства.  Есть, однако, проблема дистанции. Что если, поверхность удерживается как целое только при особой направленности взгляда.  Ни близко, ни далеко — а ровно на поверхности.  То есть поверхность возникает там,  где ничего особенного нельзя. О связи свободы и поверхности мы поставим здесь вопрос.

Чтение

Декарт  трактат «Человек»

Стерн  Жизнь и мнения Тристрама Шенди

Фихте  трактат «Наукоучение 1801 года»

Пинчон  Радуга тяготения

safronov

Лектор — Петр Сафронов

Кандидат философских наук. Руководитель Школы неформального гуманитарного образования РГГУ «Культурное измерение».
Научные интересы П. А. Сафронова сосредоточены в области феноменологической философии и социологии, философской методологии коммунитаристики и теории образования, прикладной этики, постмарксистских стратегий дискурсивного анализа. П. А. Сафронов является автором монографий «Онтология феномена» (М.: Азбуковник, 2007),  «Случайный порядок» (М.: Академический проект, 2012); статей в журналах «Вопросы филологии», «Вестник Московского университета», сборниках научных работ «Аспекты» и «MONSTERA», газете «НГ- Ex libris». Им переведена книга Ф. Ч. Коплстона «История философии. ХХ век» (М.: Центрполиграф, 2002), осуществлено редактирование (совместно с Д. В. Новиковым) русского перевода книги Ж. Деррида «Призраки Маркса» (М.: Логос-Альтера, 2006).

Стоимость посещения  — 400р.

Подпишитесь на нашу рассылку


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*