Преподаватель – Ольга Романова
Лекция IV. Гений-одиночка Микеланджело. — 14 марта в 19-30
(иллюстрация – «Сотворение Адама», Сикстинская капелла)
Природа личности Микеланджело. Методы работы. «Борьба» с материалом.
Ранние Мадонны. Статуя Давида из Академии изящных искусств Флоренции.
Фрески Сикстинской капеллы. Скульптор в живописи. Форма человеческого тела как единственный источник красоты.
Гробницы для Капеллы Медичи. Рабы. Трагический героизм образов. Поэтическое творчество мастера.
Драматическая и экспрессивная линия в искусстве Возрождения.
Лекция I. Простота не бывает простой. 7 февраля в 19-30
(иллюстрация – «Поцелуй Иуды», капелла дель Арена в Падуе)
1. Искусство треченто и феномен Джотто.
Характеристика художественного контекста, в котором возникла фигура Джотто.
2. Кто такой Джотто и что такое «Возрождение»?
Наиболее значимые сведения о жизни художника. Понятие Возрождения.
3. «Простота не бывает простой». Фрески Джотто в церкви Сан Франческо в Ассизи и капелле дель Арена в Падуе (1305-1306 г.). Техника фрески. Открытие трёхмерной реальности. Зритель как соучастник изображённого действа.
4. Дуччо – наиболее яркий антипод Джотто. Контрастность взглядов и подходов к картине (на примере сравнения композиций «Въезд Христа в Иерусалим»).
5. Восприятие достижений мастера последующей традицией.
Лекция II. Донателло, Мазаччо и Боттичелли – создатели нового стиля.- 21 февраля в 19-30
(иллюстрация – «Давид» Донателло, Флоренция, Нац. музей)
1. Флоренция как «новые Афины». Политические, социальные и интеллектуальные истоки зарождения нового мировоззрения. Влияние идей флорентийских гуманистов. Изменение статуса художника.
2. Скульптор Донателло (1386-1466): между классикой и готикой. Шедевры мастера: статуи святых для Ор Сан Микеле во Флоренции, скульптура Давида, «Благовещение» Кавальканти, конная статуя Гаттамелаты. Поздний стиль: «Кающаяся Мария Магдалина» – «возрождение» готики? Победа натурализма. Флорентийская скульптура после Донателло.
3. Мазаччо (1401-1428): обретение материальности.
Фреска «Троица» из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. Монументальный стиль. Синтез наследия Джотто, Донателло и теории научной перспективы Брунеллески.
4. «Интеллектуальная» живопись Боттичелли (1444/1450–1510). Восприятие идей неоплатонизма. «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры»: тонкости иконографии. Источники динамично-линеарного стиля мастера. Реформы Савонаролы и трагедия мастера.
5. Вывод об особенностях раннего Возрождения в Италии.
Лекция III. Титаны Возрождения: Леонардо и Рафаэль. — 28 февраля в 19-30
(иллюстрация – «Афинская школа» Рафаэля)
1. Гениальный теоретик Леонардо да Винчи (1452-1519).
Краткая биография, учителя, интересные факты из жизни. Анализ шедевров мастера: «Мадонна в скалах и др., «Мона Лиза». Принцип сфумато. «Тайная вечеря» из монастыря Санта Мария делла Грацие. «Золотое сечение». Теория искусства у Леонардо. Изобретения и нереализованные проекты. Понятие «uomo universale». Мифы о Леонардо.
2. Творчество Рафаэля (1483-1520) как наиболее характерное отражение стиля Высокого Возрождения. Необыкновенная способность к синтезу. Идеальная художественная форма. Ватиканские станцы. Мадонны Рафаэля. Портреты.
3. Характеристика идеальной линии в развитии искусства Возрождения.
Лекция V. Упоение цветом: Беллини, Джорджоне и Тициан. — 28 марта в 19-30
(иллюстрация – Венера Урбинская, галерея Уффици, Флоренция)
1. Джованни Беллини (ок. 1431 – 1516) как основатель венецианской школы живописи. Открытие цвета. Роль пейзажа.
2. «Гроза» Джорджоне: границы интерпретации.
3. Тициан (1488/90 – 1576) – глава венецианской школы. Краткая биография. Основные картины: «Любовь земная и небесная», «Вакханалия», тициановские Венеры. Портретное творчество. Поздние работы: «Коронование терновым венцом» – растворение в цвете и свете.
Лекция VI. Триумф маньеризма.
(иллюстрация – «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино, галерея Уффици, Флоренция)
1. Общая характеристика понятия. Утверждение принципов субъективной свободы. Фантазия, экстравагантность и виртуозность – главные составляющие маньеризма.
2. Флоренция и Рим. «Модернисты» XVI века. Эксцентричный Россо Фьорентино и его «Снятие с креста». Работы Пармиджанино (1503-1540): «Мадонна с длинной шеей», «Автопортрет». Использование перспективы «рыбий глаз».
3. Венеция и Север Италии. Тинторетто. Эффектность как главный принцип. Самобытный маньеризм Эль Греко.
4. Паоло Веронезе (1528-1588) и возвращение к реализму.
5. Протобарокко – живопись Корреджо.
Лекция VII. Ренессанс к Северу от Альп: поиски собственного пути.
(иллюстрация – «Возвращение охотников» Питер Брейгель Старший)
1. Общие особенности Ренессанса на Севере: отсутствие перед глазами живого античного наследия, позднее обращение к достижениям итальянцев, довлеющий авторитет готики.
2. Франция и Школа Фонтенбло: прививка итальянского стиля.
3. Германия: Дюрер и Кранах – новатор и конформист.
4. Нидерланды: наследие искусства «ars nova», Грюневальд, Питер Брейгель Старший.
Заключительное слово ко всему циклу.
——————
Преподаватель – Ольга Романова
Стоимость посещения одной лекции 300 рублей
Добавить комментарий