fbpx


ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ПО ИСКУССТВУ ВОЗРОЖДЕНИЯ


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Преподаватель – Ольга Романова

 Ближайшие лекции:

Лекция IV. Гений-одиночка Микеланджело. — 14 марта в 19-30

lekcia_4

(иллюстрация – «Сотворение Адама», Сикстинская капелла)

Природа личности Микеланджело. Методы работы. «Борьба» с материалом.

Ранние Мадонны. Статуя Давида из Академии изящных искусств Флоренции.

Фрески Сикстинской капеллы. Скульптор в живописи. Форма человеческого тела как единственный источник красоты.

Гробницы для Капеллы Медичи. Рабы. Трагический героизм образов. Поэтическое творчество мастера.

Драматическая и экспрессивная линия в искусстве Возрождения.

Прошедшие лекции:

Лекция I. Простота не бывает простой.  7  февраля в 19-30

lekcia_1

(иллюстрация – «Поцелуй Иуды», капелла дель Арена в Падуе)

1. Искусство треченто и феномен Джотто.

Характеристика художественного контекста, в котором возникла фигура Джотто.

2. Кто такой Джотто и что такое «Возрождение»?

Наиболее значимые сведения о жизни художника. Понятие Возрождения.

3. «Простота не бывает простой». Фрески Джотто в церкви Сан Франческо в Ассизи и капелле дель Арена в Падуе (1305-1306 г.). Техника фрески. Открытие трёхмерной реальности. Зритель как соучастник изображённого действа.

4. Дуччо – наиболее яркий антипод Джотто. Контрастность взглядов и подходов к картине (на примере сравнения композиций «Въезд Христа в Иерусалим»).

5. Восприятие достижений мастера последующей традицией.

 

Лекция II. Донателло, Мазаччо и Боттичелли – создатели нового стиля.-  21 февраля в 19-30

lekcia_2

(иллюстрация – «Давид» Донателло, Флоренция, Нац. музей)

1. Флоренция как «новые Афины». Политические, социальные и интеллектуальные истоки зарождения нового мировоззрения. Влияние идей флорентийских гуманистов. Изменение статуса художника.

2. Скульптор Донателло (1386-1466): между классикой и готикой. Шедевры мастера: статуи святых для Ор Сан Микеле во Флоренции, скульптура Давида, «Благовещение» Кавальканти, конная статуя Гаттамелаты. Поздний стиль: «Кающаяся Мария Магдалина» – «возрождение» готики? Победа натурализма. Флорентийская скульптура после Донателло.

3. Мазаччо (1401-1428): обретение материальности.

Фреска «Троица» из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. Монументальный стиль. Синтез наследия Джотто, Донателло и теории научной перспективы Брунеллески.

4. «Интеллектуальная» живопись Боттичелли (1444/1450–1510). Восприятие идей неоплатонизма. «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры»: тонкости иконографии. Источники динамично-линеарного стиля мастера. Реформы Савонаролы и трагедия мастера.

5. Вывод об особенностях раннего Возрождения в Италии.

 

Лекция III. Титаны Возрождения: Леонардо и Рафаэль. — 28 февраля в 19-30

lekcia_3

(иллюстрация – «Афинская школа» Рафаэля)

1. Гениальный теоретик Леонардо да Винчи (1452-1519).

Краткая биография, учителя, интересные факты из жизни. Анализ шедевров мастера: «Мадонна в скалах и др., «Мона Лиза». Принцип сфумато. «Тайная вечеря» из монастыря Санта Мария делла Грацие. «Золотое сечение». Теория искусства у Леонардо. Изобретения и нереализованные проекты. Понятие «uomo universale». Мифы о Леонардо.

2. Творчество Рафаэля (1483-1520) как наиболее характерное отражение стиля Высокого Возрождения. Необыкновенная способность к синтезу. Идеальная художественная форма. Ватиканские станцы. Мадонны Рафаэля. Портреты.

3. Характеристика идеальной линии в развитии искусства Возрождения.

 

 

 

Лекция V. Упоение цветом: Беллини, Джорджоне и Тициан. — 28 марта в 19-30

lekcia_5

(иллюстрация – Венера Урбинская, галерея Уффици, Флоренция) 

1. Джованни Беллини (ок. 1431 – 1516) как основатель венецианской школы живописи. Открытие цвета. Роль пейзажа.

2. «Гроза» Джорджоне: границы интерпретации.

3. Тициан (1488/90 – 1576) – глава венецианской школы. Краткая биография. Основные картины: «Любовь земная и небесная», «Вакханалия», тициановские Венеры. Портретное творчество. Поздние работы: «Коронование терновым венцом» – растворение в цвете и свете.

 

Лекция VI. Триумф маньеризма.

lekcia_6

(иллюстрация – «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино, галерея Уффици, Флоренция)

1. Общая характеристика понятия. Утверждение принципов субъективной свободы. Фантазия, экстравагантность и виртуозность – главные составляющие маньеризма.

2. Флоренция и Рим. «Модернисты» XVI века. Эксцентричный Россо Фьорентино и его «Снятие с креста». Работы Пармиджанино (1503-1540): «Мадонна с длинной шеей», «Автопортрет». Использование перспективы «рыбий глаз».

3. Венеция и Север Италии. Тинторетто. Эффектность как главный принцип. Самобытный маньеризм Эль Греко.

4. Паоло Веронезе (1528-1588) и возвращение к реализму.

5. Протобарокко – живопись Корреджо.

 

 

Лекция VII. Ренессанс к Северу от Альп: поиски собственного пути.

lekcia_7

(иллюстрация – «Возвращение охотников» Питер Брейгель Старший)

1. Общие особенности Ренессанса на Севере: отсутствие перед глазами живого античного наследия, позднее обращение к достижениям итальянцев, довлеющий авторитет готики.

2. Франция и Школа Фонтенбло: прививка итальянского стиля.

3. Германия: Дюрер и Кранах – новатор и конформист.

4. Нидерланды: наследие искусства «ars nova», Грюневальд, Питер Брейгель Старший.

Заключительное слово ко всему циклу.

——————

Преподаватель – Ольга Романова

Стоимость посещения одной лекции 300 рублей

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*