1. Николай Лесков и Иван Гончаров. Левша против Обломова. 5 февраля в 19-30
На все руки мастер Левша и лежащий на диване в халате Илья Ильич Обломов кажутся антагонистами, но между ними много общего. Более того, оба эти образа — часть одного и того же характера, часть нашей общей судьбы и исторической биографии. Кто же они такие?
2. Антон Чехов. Кислый крыжовник. 12 февраля в 19-30
О Чехове все знают лишь то, что он был врач и враг пошлости. Что следует из этих двух деталей и почему именно Чехову посчастливилось открыть совершенно новую русскую литературу, о которой до него никто и мечтать не мог?
3. Иван Бунин и Александр Куприн. Яма в темных аллеях. 19 февраля в 19-30
Бунин и Куприн были последними мастерами старой российской прозаической школы, но успели — каждый по своему — сломать канон и открыть в литературе потайные ходы и тайные тропы. Кого и куда они привели? Почему от милых и сентиментальных «Темных аллей» так холодно и страшно?
4. Максим Горький. Русский Ницше 26 февраля в 19-30
«Человек — это звучит гордо», — говорит пьяненький и жалкий персонаж самой спорной русской пьесы начала XX века. Как основатель соцреализма смог обмануть всех и, прежде всего, самого себя и почему главный роман Горьким так и не был написан?
5. Александр Блок, Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Пути авангарда. 5 марта в 19-30
Есенин в общественном сознании проходит «по ведомству» русской деревни и кабацкой драки, Маяковский — по разряду «поэты революции», а Блок отвечает за «любовную лирику». Между тем, первый был теоретиком и практиком новой культуры поэтического слова, второй — лучшим лирическим поэтом начала XX века, а третий написал о том, как именно мы все можем вочеловечиться. Как сложились судьбы Блока, Маяковского и Есенина и зачем их перечитывать сегодня?
6. Литература 20-х. Дети турецкоподданных. 12 марта в 19-30
Исаак Бабель, Юрий Олеша, Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, не став в первый ряд советской прозы, не эмигрировав, не превратившись в официальных авторов и неофициальных кумиров, основали собственную традицию, которая подарила 70-м два самых известных романа, а советских школьников обеспечила романами и рассказами, в которых было слишком много взрослого. Что это за традиция и зачем она нужна?
7. Борис Пастернак. Живаго и мертваго. 19 марта в 19-30
Анна Ахматова назвала роман «Доктор Живаго» «гениальной неудачей» и оказалась права. Текст до сих пор не прочитан, недостатков в нем не меньше, чем осторожных достоинств, экранизации «Живаго» не делает роман популярным. Почему так случилось с самым интересным текстом Бориса Пастернака и как нужно читать «Доктора Живаго», чтобы свеча горела?
8. Арсений Тарковский и Иосиф Бродский. Фет и Некрасов в 1970-м году. 26 марта в 19-30
Русская поэзия всегда была диалогом двух величин: Фет и Некрасов, Маяковский и Пастернак, Ахматова и Цветаева. О чем спорили в конце XX века Тарковский и Бродский, чем эта полемика закончилась и к чему привела?
10. Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Пасынки серебряного века. 2 апреля в 19-30
«Бардовская» лирика ценна и интересна хотя бы тем, что из нее вырастают самые популярные поэты второй половины XX века. Что рассказали советскому человеку о нем самом Высоцкий, Галич и Окуджава? Что они могут рассказать теперь о нас?
11. Венедикт Ерофеев. И медленно выпил. 9 апреля в 19-30
Последняя поэма Советского Союза до сих пор ставится на театральных подмостках и собирает полные залы, потому что стала не только артефактом умершей эпохи, но и рассказом о самом недалеком будущем. Куда и зачем по русской истории едет пьяный Веничка?
12. Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Новые боги. 16 апреля в 19-30
Два главных русских прозаика постсоветской эпохи не отмечены наградами и не входят в литературную элиту, но именно по их книгам строится жизнь в России. Как именно нужно читать Пелевина и Сорокина и что делать с тем, что описанная ими реальность воплощается с пугающей методичностью?
12. Современная русская литература. Время быть поэтом.
Аля Кудряшова, Игорь Белов, Николай Звягинцев, Сергей Шестаков, Сергей Гандлевский, Линор Горалик – кого и почему стоит читать сегодня?
Преподаватель – Михаил Бударагин, журналист, филолог, преподаватель.
Стоимость посещения одной лекции — 300р.
Добавить комментарий