Киноязык богат, сложен и метафоричен. Достаточно ли его возможностей для того, чтобы объяснять многообразие архитектурных образов, рожденных современностью? Один из ответов на этот вопрос дал американский архитектор Кайл Бергман, основавший в 2008 году «The Architecture & Design Film Festival»/ADFF. Через пять лет в 2013 году возник и европейский аналог – «Milano Design Film Festival», организованный творческим тандемом архитектором Антонеллой Дедини и журналистом Сильвией Робертацци. Фестивальное движение постоянно расширяется, в том числе фокус киноисследования движется вдоль ленты времени и охватывает всё новые, в том числе и исторические периоды, привлекая к себе не только профессиональные круги архитекторов и дизайнеров, но и все тех, кому хочется понять шифры, заложенные в «старой и новой» архитектуре.
Мультимедийный формат кинолектория трехчастный: вводная часть с презентацией о самых значимых проектах архитектора, основной — просмотра фильма, и заключительной — обсуждения.
Проекты Фрэнка Гери — представителя калифорнийской архитектурной школы — скандально известны. Архитектора частенько упрекают не только за пристрастие к внешним эффектам и сложности архитектурной формы, но и за их высокобюджетность, обусловленную применением инновационных технологий и материалов. Лауреат престижной Притцеровской премии, Фрэнк Гери может с одинаковым вниманием к процессу и результату озвучивать самого себя в «Симпсонах», проектировать штаб-квартиру «Фейсбук», или строить очередное экстравагантное здание современного искусства.
Документальный фильм «Наброски Фрэнка Гери» – одна из последних документальных лент американского режиссера Сидни Поллака, снятая в 2005 году.
Мультимедийный формат кинолектория — трехчастный: вводная — лекционная часть, основная — просмотр фильма, заключительная — обсуждение.
Кто определили лицо XX века, архитектурный образ современных городов и его функционально и эстетически проработанную предметную среду? Режиссер Фрэнк Уитфорд дал свой ответ на этот вопрос в 1994 году, сняв документальный фильм об одной из флагманских и образцовых школ дизайна и архитектуры – Bauhaus. Уитфорд бережно отнесся к историческому материалу, включив уникальную хронику и интервью с учениками прославленной школы. Мультимедийный формат кинолектория — трехчастный: вводная — лекционная часть о школе Баухаус, основная — просмотр фильма «Bauhaus: лицо XX века» , заключительная — обсуждение.
В 2007 году французские студенты из нескольких профильных строительных колледжей участвовали в большом проекте по созданию жилой ячейки Марсельского дома, причем в масштабе 1:1.
Для них такой проект оказался значительным, поскольку стал частью постоянной экспозиции в парижском Музее архитектуры и культурного наследия, а также позволил понять — не в теории, а на практике — суть революционных идей великого модерниста — Ле Корбюзье. «Лучезарный город», как назвал свое творение архитектор, подарил крышу над головой почти двум тысячам жителей Марселя. В многоэтажном доме — 340 квартир, комнаты имеют более 20 разных планировок, а в здании «Лучезарного города» размещаются магазины, детский сад, библиотека, кафе, а на крыше — терраса с плавательным бассейном и кинотеатр.
Документальный фильм французского режиссера Флорана Верде зафиксировал все этапы работы над этим экстравагантным проектом – от посещения «лучезарного города» и знакомства с владельцами квартир, которые живут в этом легендарном доме-музее с момента его постройки, и воплощение идей Корбюзье в музейном пространстве.
Мультимедийный формат кинолектория — трехчастный: вводная лекционная часть — «Проекты Корбюзье», основная — просмотр фильма «Мой дом – в музее», и заключительная — обсуждения.
Эйфелева башня, построенная на Марсовом поле в Париже, в рамках Всемирной выставки должна была продемонстрировать инновационный подход французской инженерии. И эта демонстрация была весьма успешной. Башня была в два раза выше самых значительных сооружений на земле – пирамиды Хеопса и Кельнского собора. А за полгода проведения выставки посмотреть на новое чудо света пришло более 2 миллионов посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить большую часть затрат на строительство.
Формат кинолектория мультимодальный, состоящий из двух частей: лекционная часть посвящена проектам Густава Эйфеля (мосты, обсерватории, лифты, железные дома), вторая часть – просмотр двух документальных фильмов французских кинематографистов — 14-минутной ленты Рене Клера «Башня» (1928) и полнометражного фильма Шарля Берлинга «Хроники Эйфелевой башни» (2009).
Документальный фильм «Дом из мусора», снятый в 2007 году Оливером Ходжем, посвящен Майклу Рейндолдсу, полвека развивающему направление биотектура и работающему над воплощением концепции автономных домов, которые максимально используют возобновляемые природные ресурсы – солнце, ветер, дождь и снег – для отопления, охлаждения, освещения, сбора и закачки воды, канализации и …для выращивания овощей и фруктов в домашних теплицах.
Рейнолдс называет свои постройки «кораблями Земли», которых сегодня во всем мире создано около 2000 . Частично эти здания построены из природных, частично — из вторично используемых материалов, найденных на местных свалках, — автомобильных шин, алюминиевых банок, пластиковых и стеклянных бутылок, панелей от выброшенной бытовой техники. Несмотря на простоту идеи, архитектору пришлось бороться с а бюрократией и устаревшими строительными нормативами, доказывая состоятельность своих идей в суде. Чем закончилась эта битва, и какое место в системе устойчивого развития будут занимать такие проекты – мы поговорим в нашем кинолектории.
История первобытного искусства насчитывает чуть более 100 лет, и открытие, которое расширило наше представление о первобытной архитектуре и живописи, скульптуре и графике, случилось не в далеком прошлом, а в 1994 году в долине французской реки Ардеш благодаря спелеологам. Они нашли пещеру Шове.
Пещера Шове, как и многие подобные памятники, была закрыта для доступа общественности, любое заметное изменение влажности воздуха, как показал опыт, приводит к разрушению микроклимата и уничтожению артефактов. Поэтому право доступа в пещеру имеют немногие специалисты, и при строгом соблюдением большого количества правил.
Эксклюзивное право от министерства культуры Франции получил и режиссер Вернер Херцог, который снял полнометражный документальный фильм об удивительной объекте. Общественный резонанс, вызванный фильмом, привёл к необычному решению – строительству точной реплики пещеры, что позволило любому человеку прикоснуться к древнейшей истории человечества.
Мультимодальный формат кинолектория состоит из нескольких частей: первый – лекционный об искусстве первобытности, второй – просмотри документального фильма «Пещера забытых снов».
Испанский архитектор, график, керамист Антонио Гауди и японский кинорежиссер, скульптор, керамист, мастер икебаны Хироси Тэсигахара — два художника, каждый из которых — целая вселенная. Документальный фильм-медитация, полной лиричности и желанием понять особенности каталонского модерна снят в 1984 году, когда Тэсигахара находился в поиске новой выразительности языка кинематографа. Используя завораживающие панорамы и удивительное музыкальное сопровождение японский мастер раскрывает красоту проектов человека, которого при жизни называли «великим строителем нового века», «поэтом камня» и «тореадором архитектуры».
Мультимедийный формат кинолектория — трехчастный: вводная — лекция о творчестве Антонио Гауди-и-Корнете, основная — просмотр фильма, заключительная — обсуждение.
Лектор – Елена Рубан – культуролог, преподаватель МАрхИ и ВШС.
Стоимость лекции — 500р.
Можно оплатить заранее — [yk_button sku=»1101171654″ description=»Цикл лекций «Архитектурный кинолекторий»» price=»500″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий