Ещё в 90-е годы прошлого века в отечественном культурном пространстве сформировалось два диаметрально противоположных отношения ко французскому постструктурализму. На данный момент у этого течения есть и последовательные критики, обвиняющие его в релятивизме, анархизме, имморализме, сравнивающие его с высокоинтеллектуальной кислотой, разрушающей позитивный философский дискурс. Есть и верные сторонники, увлечённо цитирующие Жиля Делёза и Мишеля Фуко, мыслящие Фрейда через призму Лакана, развивающие концепции Жан Бодрийяра и активно использующие в свой речи вокабуляр Пьера Бурдьё.
В нашем курсе мы попытаемся избегать этих двух крайностей и выработать критическое отношение к поструктурализму, которое должно совместить в себе понимание ключевых проблемных полей, намеченных этим течением, а также основных его слабостей. Нашей целью будет выработать и сформулировать собственное отношение к постструктурализму, его представителям, языку и концепциям.
Лекция I : На обломках модерна (90 мин.)
Лекция II : Пост-структура и деконструкция (90 мин.)
Лекция III : Крохи смысла в складках текста (90 мин.)
Лекция IV : Кризис реального и мифология массмедиа (90 мин.)
Лекция V : Жизнь после истории (90 мин.)
Лекция VI : «Назад к Фрейду!» (90 мин.)
Лекция VII : Поэтическое в политическом (90 мин.)
Лекция VIII: По ту сторону Матрицы (90 мин.)
Стремительное крушение тотальных идеологий, господствовавших в западном создании с начала XX века, заставило многих французских интеллектуалов конца 60-х отказаться от бесплодного строительства философских систем и воспринять философию как захватывающую игру, основной смысл которой сводится к выстраиванию пластичных концептуальных схем и децентрализованных дискурсов. Священное некогда понятие «истина» было взято виднейшими поструктуралистами в иронические кавычки, а поиск оснований науки сменился исследованием различий и повторений.
Наша первая встреча будет посвящена чудесному переходу от тоталитарной логики «модернити» к анархическому пространству тотальной игры, открытому представителями французского постструктурализма. Каковы исторические рамки эпохи модерна и каковы её отличительные особенности? Как преображают окружающий мир очки постмодернизма? Что такое дискурс и почему он занял в этой философии лидирующие позиции, оттеснив сознание и познание на периферию осмысления?
Материалом для нас послужат:
Хотя сам термин «постструктурализм» предполагает определённую оппозицию к понятию структуры, многие видные постструктуралисты, такие как Ролан Барт, Мишель Фуко и Жак Лакан, вдохновлялись в своем философском творчестве идеями структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра. Чтобы оценить революционность «новой волны», возникшей во французской философии в конце 60-х, необходимо понять основные моменты структурного подхода, лежавшие в основе, собственно, структурализма.
В ходе нашей встречи мы рассмотрим стержневые моменты постструктуралистской тактики осмысления культурных, социальных и исторических феноменов, обсудим, можно ли считать структурным учение Карла Маркса и поразмышляем над спецификой понятия «деконструкция», предложенного Жаком Деррида.
Материалом для нас послужат:
Язык, текст и письмо, единые в своей троичности, составляют одну из центральных тем в философии французского постструктурализма. От структурного анализа текста до знаменитого лозунга Жака Деррида «Мир – это текст» – всё свидетельствует о чрезвычайно чутком отношении постструктуралистов к проблемам значения и смысла. Попытка представить описание культурного пространства в виде увлекательной картографии, в которой линии и формы отсылают к самодостаточным законам языка, раскрыла постструктуралистам королевское место письма в деле кодирования мира, – место, которое делает письмо предшественницей самой логики.
Нашу очередную встречу мы посвятим исследованию роли языка в философии постструктурализма. Обсудим бартовскую концепцию смерти автора и философские основания постмодернистской литературы, рассмотрим общие моменты философии французских постструктуралистов и англо-саксонской философии языка.
Материалом для нас послужат:
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий во второй половине XX века превратило средства массовой информации в мощнейший проводник и даже источник властных отношений. К концу века СМИ стали играть в жизни общества примерно ту же роль, которую играет в становлении человека его способность к саморефлексии. Однако такое понимание СМИ предполагает вопрос: «Можно ли наблюдать за наблюдателем, или критиковать критика?» Именно эту функцию – роль наблюдателей второго порядка взяли на себя представители французского постструктурализма, развернув в своих работах масштабную философскую критику структуры, целей и методов средств массовой информации.
Наша очередная встреча будет посвящена философской критике СМИ и анализу имманентной логики мифологем, создаваемых в недрах современными медиа. Мы обсудим критический взгляд на СМИ, предложенный Пьером Бурдьё, рассмотрим роль телевидения в формировании общественной реальности, затронем теорию массмедиа Николаса Лумана.
Материалом для нас послужат:
Если в начале XX века слова Шпенглера о закате Европы воспринимались большинством его современников как дурное пророчество, то послевоенная концепция конца истории, предложенная представителями французского постструктурализма, упала на благодатную почву. С 50-х годов мир менялся слишком стремительно: на глазах рушились старые системы ценностей, всеобщее разочарование в религиозных и философских учениях, наделявших историю антропологической категорией смысла, отразилось в отказе от всякой осмысленности в пользу чистой ситуативности.
В этот раз мы поговорим о концепции конца истории, представленной в учениях таких разноплановых мыслителей как Жан Бодрияр, Жан-Люк Нанси и Френсис Фукуяма. Был ли XX век своеобразным концом линейной Истории? Можно ли ассоциировать либерально-демократическую модель с успешным разрешением гегелевской диалектики Мирового Духа? Что значит жить в пространстве пост-истории? Эти и многие другие вопросы мы попытаемся осмыслить в ходе нашей беседы.
Материалом для нас послужат:
Учение Фрейда ещё в 10-х годах XX века вызвало живейший отклик в среде французских интеллектуалов, и влияние психоанализа на современную французскую философию трудно переоценить. Не удивительно, что именно во французской интеллектуальной среде, рассматривающей психоанализ Фрейда через призму структурализма, впервые прозвучал порыв вернуться к изначальному Фрейду, возродить его методологию в её исходной «чистоте».
Наша очередная беседа будет посвящена оригинальной трактовке психоанализа, предложенной известным французским философом Жаком Лаканом. Мы рассмотрим, чем различаются его фундаментальные категории Реальное, Воображаемое и Символическое, узнаем, что такое «стадия зеркала» и обсудим особенности лакановской трактовки гегелевской диалектики.
Материалом для нас послужат:
Одна из ключевых особенностей французской философской мысли второй половины XX века – это её постоянные отсылки к политической проблематике. Исторические исследования Фуко, психоанализ Жака Лакана, лингвистические изыски Ролана Барта и Жака Деррида – всё выстраивается вокруг проблемы политической репрезентации и различных способов проявления власти в индивидуальной и общественной реальности. Высоко подняв над головой флаг Свободного Дискурса, постструктуралисты совершили, в первую очередь, политический жест, направленный на упразднение авторитарного Логоса и любых форм угнетения, обнаруживающихся даже в сугубо демократических обществах.
Эту нашу встречу мы посвятим теме политики и политического в французском постструктурализме. В фокусе нашего внимания окажется эпохальное сочинение Жиля Делёза и Феликса Гватарри – «Антиэдип». Кроме того, мы затронем критику современной культуры Жана Бадрийяра, Алена Бадью и Корнелиуса Касториадиса.
Материалом для нас послужат:
Взгляд постструктурализма на реальность во многом схож с буддистской концепцией сансары – гигантским круговоротом видимостей, существующим в логике сна и не имеющим реальных оснований. Мир как иллюзия, операционная система, содержащая бесчисленные программы-симулякры, в которой людям отведена роль безликих агентов безличных коммуникаций. Такой образ мира не допускает отношения к человеку как к носителю «трансцендентальной субъективности» или средоточию свободной воли. Классический гуманизм с его ценностями оказывается глубоко чужд постструктурализму.
Наша очередная встреча будет посвящена теме иллюзорности в философии постструктурализма. Мы рассмотрим, как коррелирует постмодернистское восприятие мира с концепцией киберреальности, рассмотрим делёзовское понятие «тело без органов» и бодрияровский «симулякр». Попытаемся понять, возможно ли нащупать какую-то твёрдую почва за эфемерными концептуальными конструкциями, наполняющими постмодернистскую Матрицу.
Материалом для нас послужат:
Лекция транслируется на punktum.club
Лектор – Андрей Гасилин. Магистр философии, выпускник философского факультета РГГУ. Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: теория познания, философия науки и техники, социальная философия, философия культуры. Читает авторские курсы по истории и современным проблемам философии.
Стоимость посещения — 400р.
Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»2706151741″ description=»50 оттенков постструктурализма» price=»400″]
А нет ли записей прошедших лекций?
Есть, вернее будут в ближайшее время доступны на сайте http://punktum.club
а это ближайшее время когда будут доступны лекции ещё не наступило?
Юрий, на странице, которая открывается сразу после ввода логина и пароля, слева есть раздел «Преподаватели», откройте страницу нужного Вам лектора, там точно будут все его лекции, которые размещены на Punktum.club. 🙂
В бесплатном доступе открыта только одна ознакомительная лекция. Чтобы получить полный доступ ко всем нашим видео- и аудиоматериалам, Вам нужно приобрести платную подписку. Познакомиться с нашими тарифами можно также на сайте Пунктум.Клуба (наверху вкладка «Тарифы»)
Добавить комментарий