I лекция : О магическом театре и сновидческом письме (90 мин.)
II лекция : О безымянном Боге и неизъяснимой пустоте (90 мин.)
III лекция : О молчаливом знании и пределах логики (90 мин.)
Лекция I : О магическом театре и сновидческом письме 3 февраля в 19-30
«О чём невозможно говорить, о том следует молчать», – считал Людвиг Витгенштейн. Но даже повседневный человеческий опыт чреват неизъяснимым. Речь – единственный доступный нам способ осмысления действительности. Но как быть, когда мы имеем дело с чем-то, не поддающимся описанию?
Наша первая беседа будет посвящена пограничным видам искусства, существующим через слово, но изменяющих сам смысл человеческого речения. Мы поговорим о театре жестокости Антонена Арто, обсудим автоматическое письмо Андре Бретона, рассмотрим метод нарезок Уильяма Берроуза.
В ходе нашей беседы мы попытаемся разобраться, как искусство XX века вывело логос из поля рационального и вернуло слову древний орфический смысл.
Материалом для нас послужат:
Лекция II : О безымянном Боге и неизъяснимой пустоте 10 февраля в 19-30
Что имеет в виду человек, говорящий об Абсолюте? Быть может это лишь голая абстракция, побочный плод работы интеллекта? Или это попытка представить нечто невообразимое, дать имя чему-то, превосходящему возможности нашего понимания?
В центре нашего разговора будет фигура безымянного Бога и различные формы апофатического (отрицательного) богословия. Мы поговорим о родоначальнике православного мистицизма Дионисии Ареопагите, обсудим учение католического мистика Мейстера Экхарта, рассмотрим смысл священных коанов в дзен-буддизме.
Мистический экстаз и божественная искорка в человеке, хлопок одной ладони и троичная логика – все эти сюжеты помогут нам в исследовании Логоса, пытающегося выразить божественную неизъяснимость.
Материалом для нас послужат:
Лекция III : О молчаливом знании и пределах логики 17 февраля в 19-30
Со времён Декарта мы считаем естественные и точные науки цитаделью рациональности. Для многих из нас научная объективность является основным критерием истинности. Но так ли рациональны методы, которыми руководствуются учёные в своей работе? Не лежит ли в основе научного открытия нечто большее, нежели упорный труд проницательного разума?
В этот раз мы поговорим о невербальном знании в рамках научного исследования. Рассмотрим личностный подход к научной методологии Майкла Полани, обсудим дологические основания познания, указанные Морисом Мерло-Понти, коснёмся понятия непостижимого у Семёна Франка.
Какую роль играют личные предпочтения и эмоции в научном исследовании? Откуда возникает у человека страсть к познанию? Где пролегает граница между миром Логоса и вселенной чистого Бытия? Эти и другие вопросы помогут нам обрести свежий взгляд на феномен научного познания и развеять многие мифы, доставшиеся нам в наследство от эпохи Просвещения.
Материалом для нас послужат:
Лектор — Андрей Гасилин
Добавить комментарий