fbpx


Картина как театр

Тверской бульвар, 22, Открытые сцены МХАТ.

В истории и теории культуры театр неоднократно становился метафорой жизни общества и человека. Жизнь уподоблялась сцене, а персона – актерам, зрителям, режиссерам.

Однако возможно провести параллели не только между идеей человеческого сообщества и театральным действом, но и между классической картиной, пост-классическими художественными практиками и театром. Наподобие того, как зритель смотрит постановку в зале, зритель же созерцает картину в музее. Картина разворачивает свою историю. И хотя живопись, казалось бы, ограничена пределами холста и рамы, события, о которых картина повествует, могут совмещать и причудливо объединять различные эпохи, культуры, идеи и образы. Этот цикл лекций посвящен, прежде всего, живописи, уподобленной трагедии, драме, комедии и разворачивающейся на сцене холста. Мы не планируем рассматривать картины с непосредственным изображением театра, но картины как театр различных этик, эстетик, поэтик и политик, сформировавшихся в определённой эпохе и культуре.

Темы:

1. Иероним Босх: трагик земной жизни

2. Питер Брейгель: театр жизни земной и небесной

3. Театр смерти: от Средневековья до Нового времени

4. Страсти по свету: Рембрандт и Вермеер

5. Игра в реализм

6. Импрессионизм: на сцене города

7. Авангард: жест и поза

8. Картина за пределами картины: перформанс

Анонсы:

12 декабря в 19:00.
Иероним Босх: трагик земной жизни

Произведения Иеронима Босха – театр, на котором разворачиваются события жизни земной и небесной. Иероним Босх – уникальный художник, мастер аллегорического языка, жил и создавал свои чарующие, страшные, загадочные картины в сложнейшую эпоху существования европейского человека, когда подходила к своему завершению эпоха и ментальность Средневековья, ломаясь, ощущая апокалиптичные настроения накануне Нового Времени. И образы на картинах Иеронима Босха пропитаны ощущением трагичности земной жизни. На нашей лекции мы поговорим о специфике картины мира на полотнах Иеронима Босха, посмотрим, как он понимал человека и общество в канун Нового времени, обсудим влияние городской площадной культуры и сакрального действа на работы художника.

26 декабря в 19:00.
Питер Брейгель: театр жизни земной и небесной

События религиозные сюжетов на картинах Питера Брейгеля (Мужицкого) разворачиваются на сцене повседневной жизни Нидерландов, а картины земной жизни приобретают притчевость. Что хочет сообщить Брейгель своему зрителю и как понять его? Каков человек с его точки зрения и какова природа святости? Странные и гротескные персонажи, народные танцы и карнавал, пост и масленица, пословицы и поговорки, жизнь и смерть, мельница и крест — герои картин Питера Брейгеля. Его живописные трактаты завораживают, в них нужно погружаться, изучая детально послание, символы и знаки.

На лекции мы поговорим о картине мира Питера Брейгеля, художника, заложившего основу для становления самобытной нидерландской школы живописи. Отец нескольких поколений художников, мастер бытового рисунка, многофигурной композиции, тонкой притчи и карикатуры, Брейгель вошел в историю искусства как тонкий живописец, стремившийся создать синтетическую картину мира. На лекции мы поговорим о его жизни и посмотрим, как формировался его сложный и полный загадок художественный язык.

9 января в 19:00.
Театр смерти и Рождества: от Средневековья до Нового времени

Наша лекция посвящена неразрывности идеи и образов смерти, Рождества и Воскресения в западноевропейском искусстве от Средневековья до Нового времени.

Смерть — абсолютное небытие — ключевая экзистенциальная категория, понимание которой недоступно разуму. Смерть — базовая характеристика всего живого. С момента рождения человечества культура «работала» со смертью: архаичные обряды перехода, инициации, похоронный обряд, — были призваны говорить о смерти не говоря, претворяя её в символический порядок. Обряды и религии мира предлагают своё понимание и взаимодействие со смертью. И в искусстве нам известно множество превращенных форм отношений человека и небытия, — эта тема грандиозна. Религии, философии, литература, живопись, кинематограф и т.д. и т.п. концептуализируют смерть. Однако, на нашей лекции, мы обратимся к сложной взаимосвязи театра смерти и Рождества, отразившейся в искусстве фрески, иконы, живописи, нравоучительных трактатах и картинах: мы проследим формирование и трансформацию канонов изображения.

Лектор:

Валерия Косякова
Кандидат культурологии, автор книг «Код Средневековья. Иероним Босх», «Апокалипсис Средневековья», доцент РГГУ, сотрудник центра Визуальных исследований Средневековья и Нового времени.

Начало в 19.00 на сцене 11.
Билеты можно приобрести в кассе непосредственно перед началом мероприятия.

Подробности по телефонам: +7 (495) 687-87-73, 629-81-65, 697-62-22


Комментарии

Тамара

Подскажите, а какая стоимость лекции?)

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*