fbpx


Тёмные Теории, или Философия после Постмодерна.

Адрес: м. Тургеневская, Бобров пер., 6, стр. 2, кафе  «Ex: Libris»

…а потом все умерли: Барт, Фуко, следом Делёз. Недолго осталось последним из пантеона – Деррида, Бодрийяру. И в этом тревожном пространстве, оставленном интеллектуальными богами вчерашнего дня, вдруг стало видно, понятно, что философский постмодерн – во всяком случае, в его радикальной форме – был тупиком, хитрым змием, кусающим собственный хвост. Для кого-то трагедия, а для кого-то – вызов. Достаточно быстро, уже в 90-е годы возникли мыслители, целые направления мысли, наощупь отыскивающие выход из постмодернистского тупика в новые, смутные области. Ясно, что оставаться постмодернистами не было ни сил, ни желания. Но ясно и то, что возвращаться в докритическое состояние «до постмодерна» также нельзя, ибо слишком сильна, разрушительна оказалась зубастая постмодернистская критика. Что оставалось, так это идти куда-то вперед, в неизведанное, покамест неосвещенное пространство. Теории, появившиеся на этом пути, мы будем условно называть Тёмными – не только потому, что это слово одно из излюбленных в их арсенале. Темны они потому, что ищут для мысли объекты, максимально далекие от привычного света человеческого, слишком человеческого разума. Животные и микробы, грибы и бактерии, непроницаемый космос и океанические бездны, холодные коды киберкультуры, нечеловеческое и де-антропологизированное, постгуманистическое и даже антигуманистическое – вот часть тех тем, которые концептуализируют Тёмные Теории, эта парадоксальная мысль, располагающаяся за пределами теплого и уютного субъективного мироздания. Мы пойдем следом – хоть краешком глаза увидеть, есть ли там что-то, и, если да, то что именно.

5 октября, 16:00
Лекция 1. Акторно-сетевая теория.
 Живой классик философии и социологии, Бруно Латур был одним из первых популяризаторов постгуманистического тренда в философии, переживавшей свой постмодернистско-посттравматический синдром. В акторно-сетевой теории (АСТ) Латура вещи-объекты осмысляются в их онтологическом равноправии с людьми-субъектами. Обратившись к АСТ, обсудим знаменитый латуровский лозунг «Нового времени не было!», понятия акторов и сетей и многое прочее.

12 октября, 16:00
Лекция 2. Спекулятивный реализм.
 Если Латур продвигал постгуманизм через социологию, главный интеллектуальный трендсеттер нашего времени Квентин Мейясу идет много дальше, предлагая виртуозное онтологическое доказательство самой возможности мышления за пределами классического субъекта. Предложенный им метод рассуждения лег в основу влиятельного международного движения спекулятивного реализма (СР), претендующего на философский пересмотр широкого спектра культурных явлений от науки до поп-культуры и обратно. Обратившись к СР, обсудим предложенный Мейясу метод, выдвинутые им понятия корреляционизма, доисторического, архиископаемого и многое прочее.

19 октября, 16:00
Лекция 3. Объектно-ориентированная онтология.
 Следуя за новаторскими интуициями Латура и Мейясу, философ Грэм Харман, одновременно солидаризирующийся и расходящийся с движением спекулятивного реализма, выдвинул свою версию нового философского поворота, маркировав ее как объектно-ориентированную онтологию (ООО). В ней, что следует уже из названия, также проводится стратегия онтологического уравнивания людей и вещей, но акцент делается на вопросе о том, как именно вещи-объекты функционируют на заявленной онтологической плоскости. Обратившись к ООО, обсудим так называемый имматериализм Хармана, четверичную структуру описанных им объектов и многое прочее.

26 октября, 16:00
Лекция 4. Тёмный витализм.
 Стимулировав философское исследование широких внесубъектных областей, спекулятивно-реалистические и объектно-ориентированные методологии вызвали к жизни множество региональных теорий. Одной из них стал так называемый тёмный витализм (ТВ) Бена Вударда, пытающийся концептуализировать феномен десубъективированной и внечеловеческой жизни. Обратившись к ТВ, обсудим тревожные метаморфозы жизни между человеческим и нечеловеческим миром, в котором нам встретятся, например, слизь, грибы, Г. Ф. Лавкрафт и многое прочее.

2 ноября, 16:00
Лекция 5. Тёмная экология. Логика тёмного витализма – разве что в более концентрированной форме – работает и в проекте тёмной экологии, привычно привязанной к имени Тимоти Мортона. Тёмная сторона так понятой экологии – это мир по ту сторону антропоцентрической дихотомии человека и противопоставленной ему объектной среды, и бытие по ту сторону этой дихотомии взывает к новым вопросам о не-антропоцентрическом существовании человека в окружающем мире, его со-существовании с не-человеческим. Обратившись к этим вопросам, обсудим детали проекта Т. Мортона, идею «экологии без Природы» и многое прочее.

9 ноября, 16:00
Лекция 6. Каннибальские метафизики.
 Тёмной стороной человеческого издавна – наряду с животным, с безумцем и так далее – выступал дикарь, варвар, словом, нецивилизованный получеловек-полузверь. И если антропоцентрическая гуманитаристика стигматизировала дикаря не просто как другого, но как плохого другого, современная антропология пытается осмыслить его в безоценочной постгуманистической перспективе. Обратившись к ней, обсудим антропологические проекты Э. Вивейруша де Кастру и Э. Кона, идею постструктуралистской антропологии и многое прочее.

16 ноября, 16:00
Лекция 7. Киберготика.

Адрес: м. Тургеневская, Бобров пер., 6, стр. 2, кафе  «Ex: Libris».

Наряду с витализмом – и часто против него, – второй линией ускользания современной философии в ее тёмное подпространство выступает киберкультура. И, как в случае с витализмом, это ускользание вариативно: от крайнего антигуманизма Ника Ланда до более оптимистичных, эмансипирующих проектов левого акселлерационизма или кибер-феминизма. Обратившись к «кибер-ТТ», обсудим заметные, яркие кибер-утопии и кибер-дистопии, понятие киборга, различия левого и правого акселлерационизма и многое прочее.

23 ноября, 16:00
Лекция 8. Тёмное Просвещение: политика и ТТ.
Адрес: м. Тургеневская, Бобров пер., 6, стр. 2, кафе  «Ex: Libris».

Имя известного киберготического писателя Ника Ланда как правило связывается с парадоксальным понятием Тёмного Просвещения (ТП). Под ним подразумевается теоретически-политическая критика гуманистического просвещенческого проекта с позиций постгуманизма и даже антигуманизма радикализированных Тёмных Теорий. Обратившись к проекту ТП, обсудим его сходства и расхождения с другими «тёмными» политическими проектами, строящимися вокруг центрального вопроса: что может значить политика в мире, в котором человек более не занимает своего прежнего привилегированного положения?

Лектор:

Дмитрий Хаустов —историк философии и литературы. В 2009 закончил факультет массмедиа РГГУ, в 2014 с отличием закончил философский факультет РГГУ. С 2013 года читает лекции по философии и литературе. Автор книг «Битники», «Лекции по философии постмодерна», «Буковски».

Стоимость: разовое посещение — 500 ₽.

Также на лекции действуют абонементы Пунктум.


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Max

А наличными можно будет оплатить в субботу билет перед лекцией ?
Или только через сайт?

Ответить

Татьяна

Здравствуйте! Да, возможно наличными. Обратите, пожалуйста, внимание, место проведения мероприятия изменилось. Лекция пройдёт по адресу: Бобров переулок 6/1.

С уважением,
Татьяна!

Ответить

Аноним

Добрый вечер! А абонементов больше нет? Если приобрел билет на определенную лекцию, то в случае пропуска нельзя будет другую посетить?

Ответить

Татьяна

Здравствуйте!

Абонемент можно будет приобрести перед лекцией. Что касается пропуска, то можно будет связаться с администрацией и перенести билет на другую дату.

Ответить

Дмитрий Хаустов

Граждане трудящиеся, всё, что будет в сети, будет здесь: https://vk.com/dskhaustov + https://t.me/dima_cabre

Ответить

Hi I was going through

Теперь Дима Хаустов однозначно получит в Рльехе должность канцлера…

Ответить

Ирина

Далеко мы от Москвы (( Осталось только надеяться изо всех сил, что потом будут записи лекций.

Ответить

Ирина

А можно за деньги поприсутствовать онлайн?

Ответить

Татьяна

Добрый вечер!

В любом случае будет аудиозапись лекции)

Ответить

Светлана

А где ее можно будет найти?

Ответить

Добавить комментарий для Hi I was going through Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*