fbpx


Цикл лекций: «Великий многоликий модерн»

Адрес: м. Павелецкая, ул. Дубининская, д. 20/1, Библиотека.

Модерн, завоевавший мир на рубеже XIX и XX веков, возник в противовес эклектизму в архитектуре и изобразительном искусстве. Стиль воплотился в архитектурных шедеврах Виктора Орта, Эктора Гимара, Чарльза Макинтоша, Антонио Гауди, символической живописи Густава Климта, Франца фон Штука, Михаила Врубеля, афишах Альфонса Мухи, ювелирном искусстве Рене Лалика. Извилистая линия на гобелене Германа Обриста «Цикламен», напоминающая «яростные удары бича», стала его визитной карточкой.

12 сентября в 19:30. Лекция 1. Прерафаэлиты: как они встретили самих себя?

Реформаторы искусства, художники современной жизни, основоположники Английского ренессанса. Религиозная живопись прерафаэлитов отличалась немыслимым для викторианской Англии реализмом, шокировавшим и толпу, и великих. Их полотна – слепки английской реальности, где благоденствует средний класс, в то время как улицы наводнены проститутками, а рабочий умирает, выронив кирку из рук. Их картины – воплощённый триумф красоты. Вслед за романтиками прерафаэлиты воскресили легенду и миф, наделили богинь чертами любимых женщин. Движение искусств и ремёсел выплавило модерн. Прерафаэлиты заложили вектор развития искусства вплоть до Первой мировой войны. И возвратились во второй половине 20 века. Мы знаем, где начинается прерафаэлитизм, но не знаем, когда он закончится.

19 сентября в 19:30. Лекция 2. Архитектура модерна: красота и символ духовной стойкости.

Стилю модерн присущи отказ от прямых линий и углов в пользу «природных» линий, использование стекла и металла, стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий, интерьер и архитектура которых должны максимально повторять и продолжать друг друга. «Павлинью комнату» американского художника Джеймса Уистлера, принято считать первым интерьером, выполненным в стиле модерн. Создавая особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта воплотил идеи модерна в камне. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграл последователь бельгийского архитектора Эктор Гимар, оформивший входы в парижский

метрополитен. В Париже, «быстро приобретающем индустриальные черты» работы архитектора стали для Сальвадора Дали «символом духовной стойкости». Архитектурные шедевры Ф.О. Шехтеля, В.Ф Валькота и Л.Н. Кекушева – осколки Прекрасной эпохи в Москве. На лекции мы подробно поговорим о том, как испанский архитектор Антонио Гауди изменил облик Барселоны, создав неповторимый причудливо-фантастический стиль на стыке модерна и готики.

26 сентября в 19:30. Лекция 3 «Люцифер» и «Грех» Франца фон Штука.

Во время лекции мы поговорим о творчестве представителя Мюнхенского сецессиона Франца фон Штука. Люцифер с горящими, как угли, глазами, захваченная экстатическим танцем Саломея на фоне звёздного неба, олицетворение греха – роковая женщина, вокруг обнажённого тела которой обвивается змей, созданы Францем фон Штуком на рубеже веков, когда христианство утрачивает авторитет, а интерес к греху не ослабевает. Воплощением мечты Штука о преобразовании жизни средствами искусства становится строительство виллы в Мюнхене. «Этот дом есть единое целое от порога до крыши. Здесь нет ничего лишнего, а есть красивая и чистая гармония», – отмечали критики. Значительное влияние на творчество Штука оказал Арнольд Бёклин. На своих полотнах художник воспроизводит вымышленный мир с тритонами и нереидами. Картина «Остров мёртвых» наполнена многозначной символикой. Остров с высокими кипарисам, окружённый водной гладью Стикса, по которой скользит лодка с загадочными фигурами, становится собирательным образом античной цивилизации и загробного мира.

3 октября в 19:30. Лекция 4. Густав Климт: женщины в золоте.

«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил», – записал в своём дневнике друг Климта Альфред Басс. В 1897 году Густав Климт возглавил венское объединение художников – Сецессион, символом которого стала Афина Паллада. В 1897–1898 годах Йозеф Мария Ольбрих создал наиболее значимый архитектурный памятник австрийского модерна «Дом Сецессиона», в котором в 1902 был выставлен вызвавший негодование критики и публики «Бетховенский фриз» Климта. Визуальное отображение Девятой симфонии Бетховена и оды «К радости» Фридриха Шиллера воплощает идею того, что искусство ведет страдающее человечество «в

идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви». В наиболее успешный для художника золотой период творчества Густав Климт, вдохновлённый мозаиками Равенны и Венеции, создал своё самое известное творение «Поцелуй».

10 октября в 19:30. Лекция 5. Афиши Лотрека и «La Femme Muchas».

Анри де Тулуз-Лотрек и Альфонс Муха – ключевые фигуры стиля модерн. Во время лекции мы поговорим об их творчестве. Постоянный посетитель кабаре на Монмартре, мастер психологического портрета Лотрек первый возвысил афишу до уровня изобразительного искусства. На лаконичных плакатах, ставших слепком ночной парижской жизни того времени, художник запечатлел легендарных танцовщиц Ла Гулю и Жанну Авриль, певицу Иветт Гильбер.

Альфонса Муху прославили афиши, декорации и украшения для спектаклей великой Сары Бернар. Художник превратил улицы Парижа в выставочные залы. На его афишах, которые прохожие срывали со стен тотчас после расклейки, возникают прекрасные женщины в изысканных украшениях. В результате сотрудничества художника с потомственным ювелиром Жоржем Фуке появились экстравагантные образцы стиля ар-нуво. Также художник оформил торговый дом Фуке, создав изысканную оправу произведений ювелирного искусства

17 октября в 19:30. Лекция 6. Михаил Врубель – основоположник русского модерна.

Для росписей Врубеля пришлось бы и храм «в совершенно особом стиле» стиле строить, подытожил художественный критик Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой Владимирского собора в Киеве. Отвергнутые эскизы фресок, поразившие современников своей оригинальностью, стали первыми шагами на пути становления русского модерна. Отдельный павильон для панно Врубеля «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» был вынужден построить впоследствии куратор художественно-оформительских работ Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки меценат Савва Мамонтов. Майоликовое панно «Принцесса Грёза» по сей день украшает здание «Метрополя», созданное пионером московского модерна Л.Н. Кекушевым. В 1890 году Врубель пишет полуобнаженного, крылатого Демона на фоне заката. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» «задумчиво смотрит на цветущую поляну, с которой протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». «Демон поверженный», погубивший самого Врубеля, написан в духе модерна более других картин художника.


Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*