fbpx


Что нужно знать о современном искусстве.

Адрес: м. Тургеневская, Кафе «ExLibris» (Бобров пер., 6, стр. 1, вход на цокольный этаж, направо от входа в библиотеку)

17 августа в 15:00.
«Перевернутые» клише современных кинообразов.

В современных популярных фильмах и сериалах проигрываются сюжеты, представляющие собой эклектику из драматургических моделей и элементов разного культурного происхождения. Однако одной из привлекающих внимание тенденций становится тяготение к архаической жестокости, насилию, неожиданному аморальному поведению героев и «экзистенциальным элементам», свойственным самым ранним культурным эпосам. С точки зрения современного зрителя такая модель кажется нестандартной или «перевернутой», так как она не похожа на привычные сюжетные перипетии. Для анализа возьмем несколько наиболее ярких произведений, отражающих «симптоматику» современных неомифологических кинообразов (например, сериалы «Игра престолов» и «Рассказ служанки», фильмы «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера и «Страшные сказки» Маттео Гарроне).

Однако для начала необходимо определить конструкцию архетипических клише, присущих мифологической традиции (интересно обнаружить их в таких популярных советских и российских фильмах, как «Белое солнце пустыни», «Ирония судьбы», «Свой среди чужих», «Киндза-дза», «Брат-2»). Для сравнения важно проследить, как эти клише намеренно разрушались или «переворачивались» в модернистских моделях, развивающих образ «антигероя» (например, у О. Уайльда и Ф. Достоевского). Таким образом, станут понятны «посткультурные принципы» построения современной кинофабулы, призванной каждый раз снова и снова удивлять и шокировать зрителя своими «перевернутыми архетипами».

24 августа в 15:00.
Виртуальная и дополненная реальность, голография и биоарт в современном искусстве.

Новый этап развития визуальных искусств в настоящее время связан с непосредственным влиянием экранных технологий. Возможность конструировать виртуальное или полувиртуальное художественное пространство, синтезируя различные формы и форматы, вдохновляет многих художников на освоение новейших технологий. Художники развивают приемы иммерсивности, то есть погружения в виртуальность, или используют возможности дополненной реальности, видя в технологиях новые средства выразительности. Технологии дают возможность создавать новую форму репрезентации, меняя отношения реципиента с символической реальностью и предлагая новый опыт взаимодействия зрителя и произведения искусства. Например, на Венецианском бьеннале 2019 года наиболее привлекательными из всех проектов оказались голографические анимированные объекты (Cyprien Gaillard, L’Ange du foyer) и иммерсивные инсталляции (Mark Justiniani, Island Weather). Такой способ восприятия произведения искусства погружает зрителя в эстетическое созерцание и новый чувственный опыт, уводя от концептуальных практик.

Биоарт является своеобразной антитезой виртуальности: здесь художники работают с тканями, бактериями, микробами, используя живую материю, приемы генной инженерии и клонирования. Подобные арт-проекты способствуют открытию особых качеств телесности на уровне биологического микромира, открывая новую реальность для художественного исследования.

31 августа в 15:00.
Взаимосвязь тела и сознания в контексте современных технологий.

Лекция посвящена философской проблеме взаимовлияния тела и сознания в контексте новейших разработок искусственного интеллекта, а также в соотношении с художественными образами, создаваемыми кинематографом в жанре киберпанк. В философии ХХ века интерес к телу как к самостоятельной категории сформировался под влиянием феноменологов. В современных западных и отечественных исследованиях ученые стремятся к синтезу философии, нейрофизиологии, психологии и кибернетики, анализируя формирование субъективности в условиях нарастающих тенденций постгуманизма. Осмысление взаимосвязи тела и сознания становится особенно актуальным в контексте влияния технологий на современного человека, а также соотнесения реального, виртуального и искусственного тела. Создание искусственного интеллекта, развитие биотехнологий, усовершенствование роботов уже перестало быть фантастикой, постепенно реализуясь на практике и одновременно получая художественное осмысление в жанре киберпанк. Такие популярные сериалы, как «Черное зеркало» (2011), «Мир Дикого Запада» (2016), «Электрические сны Филиппа К. Дика» (2017), «Видоизмененный углерод» (2018) предлагают футурологические допущения трансформации взаимоотношений сознания и тела, а также представляют интересный материал для феноменологического анализа процесса формирования образа «я» в контексте киберреальности. Стремление человека одушевить материю, создать искусственное тело, наделенное самосознанием, сотворить искусственное существо по собственному образу и подобию является одной из ключевых составляющих тенденции демиургии, лежащей в основе человеческой культуры.

Лектор: 

Строева Олеся. Профессор кафедры теории и истории культуры Института кино и телевидения (ГИТР), кандидат философских наук, доцент ВАК.


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Антон

17 августа лекция будет записываться на видево?

Ответить

Daria

Антон, здравствуйте! К сожалению, нет.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*