fbpx


Курс лекций «Революции в искусстве»

Место проведения: Кафе «ExLibris» (Бобров пер., 6, стр. 1)

В лекционном курсе будет проанализированы основные этапы формирования современного искусства как художественной и социальной практики. Особое внимание будет уделено возникающим в XIX веке феноменам публики и богемы, связи современного искусства и массовой культуры, критической стороне современного искусства в отношении истории изящных искусств, сложным взаимодействиям эстетики и политики, актуальных художественных практик и глобального рынка.

13 апреля 14.00 — XIX век и рождение новой живописи

После Великой Французской революции меняются не только социальные
отношения в обществе, но и отношения к искусству. Доступ к нему получает
третье сословие, возникает феномен публики и массовой аудитории. Все это
в купе с изобретением фотографии заставляет измениться и живопись. В
лекции предполагается проследить те явления, результатом которых стало
рождение художественного авангарда ХХ века.

20 апреля 14.00 — Авангарды: Кандинский-Клее vs. Малевич-Эль Лисицкий

Среди множества авангардистских направлений в искусстве ХХ века особое
значение имеет рождение нефигуративной живописи, которая обычно
связывается с именами Кандинского и Малевича. В первом случае мы имеем
дело с отказом от миметической традиции, когда на первый план выходит не
реалистический образ, а силы и интенсивности линий, фигур, цветов. Во
втором случае — радикальный отказ от изображения вообще. Привлекая к
этому противопоставлению Клее и Эль Лисицкого делается попытка показать
перспективы развития нефигуративной живописи: с одной стороны — к выходу
на проблематику нечеловеческой перцепции, в другом — к социальному
активизму.

27 апреля 14:00 — Дюшан и рэди-мэйд

На примере работ Марселя Дюшана рассматривается переход от живописи к
искусству реди-мэйд, которое стало одним из важнейших и определяющих в
ХХ веке. Оно лежит в основе практики инсталляций и перформансов, от него
неотделимы концептуализм и минимализм. Однако, помимо этого, оно
оказывается способным удерживать связи и реализмом ХIХ века, что можно
увидеть в работе Дюшана «Большое стекло».

4 мая 14:00 — Уорхол и поп-арт

Развивая традиции реди-мэйда Энди Уорхол обращает свое внимание на
товарное изобилие общества потребления, где серийно произведенные вещи
становятся новым контекстом восприятия человека. Помимо проблемы
потребления и тиражирования, Уорхол исследует изменившийся характер
восприятия, в котором всё труднее отыскать след индивидуальности.

11 мая 14:00 — Соцреализм и Соцарт

Соцреализм, который зачастую интерпретируют как консервативную реакцию
на советский авангард 20-х годов, тем не менее не может быть абсолютно
отрешен от экспериментов, происходивших в искусстве ХХ века. Его можно
рассматривать как своеобразный реди-мэйд идеологии. Именно такое
содержание соцреализма позволило стать успешным проекту соцарта. Его
создатели Комар и Меламид, установив ироническую дистанцию в отношении
советской идеологии, обнаружили в самом соцреализме элементы современности.

18 мая 14:00 — Акционизм и глобальная аудитория

Искусство последних десятилетий характеризуется тем, что оно активно
вступает в отношения с политикой и рынком. В своих радикальных
проявлениях искусство стремится выйти на глобальную аудиторию,
затрагивая те ключевые проблемы, которые обсуждаются в масс-медиа.
Современное искусство, ставшее частью глобального рынка становится одним из важных механизмов регулирующих социальное пространство. Одна часть художников захвачена монетизацией бренда «искусство», другая — готова отказаться от него, сделав искусство частью социального активизма

Лектор: Олег Аронсон — философ, кандидат философских наук, теоретик кино и визуальных искусств. Лауреат премии Андрея Белого за гуманитарные исследования. Старший научный сотрудник Института философии РАН.

 

 


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Интересующийся

Будут ли доступны видеозаписи лекций?

Ответить

Татьяна

Добрый день!

К сожалению, записи нет.

С уважением,
КЦ Пунктум!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*