fbpx


Цикл лекций «Философия XX века»

9 января в 19:30 — Венский кружок, кочерга Витгенштейна и З. Фрейд 

Идеи Венского кружка, неопозитивизма и логического эмпиризма стали крайне значимыми для всей философии XX века. История Венского кружка восходит к 1907 – в кафе «Централь» на улице Херренгассе начали регулярно встречаться австрийские интеллектуалы, эксперты в различных областях знания, создавшие своеобразное объединение. В него входили философы, романтики-мистики, а также Отто Нейрат, Ганс Ган и Рихард фон Мизес – они и составили ядро будущего Венского кружка. Разными путями члены этого объединения пришли к научному эмпиризму. Находясь под влиянием идей Эрнста Маха, а именно принципов эмпиризма и номинализма, экономии мышления, и концепции философии, ориентированной на критический анализ языка и науки, участники обсуждали возможность синтеза эмпиризма и символической логики и взгляды Больцано, Фреге, Больцмана, Брентано, Гуссерля, Шрёдера, Гельмгольца и Фрейда. Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма. На лекции мы попытаемся ответить на вопрос о том, как стало возможным такое объединение и почему идеи Венского кружка крайне важны для современной философии науки.

16 января в 19:30 — Экзистенциализм: о мужестве жить и быть 

«Именем философии существования, или же экзистенциальной философии, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии», — пишет в своей работе «Философия экзистенциализма» Отто Фридрих Больнов. Жан-Поль Сартр уверен: «…Наша теория — единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект», («Экзистенциализм – это гуманизм»). От Кьеркегора и Ясперса до Хайдеггера и Симоны де Бовуар – экзистенциализм остается довольно привлекательным философским течением и сегодня. Почему экзистенциализм – одна из самых оптимистических философских концепций? Попробуем разобраться на лекции.

23 января в 19:30 — Структурализм и постструктурализм: от М.Фуко до Ж.Рансьера и обратно 

«Структура – это единственное спасение от самоубийства» (М.Уэльбек, Очертания последнего берега).

Структурализм стал влиятельным философским течением начиная с 20-х годов XX века. Основой для его развития стали исследования лингвистики. Отличительные особенности французского структурализма – это опора на структуру в противопоставлении «истории», опора на язык в противопоставлении субъекту, опора на бессознательное в противопоставлении сознанию. Лакан обращается к Фрейду, Мишель Фуко исследует структуры с точки зрения истории науки. Постструктурализм родился из критических замечания к структурализму: его представители были убеждены в децентрализованности структур и их внутренних возможностях выйти за собственные пределы. Как структурализм связан с майскими событиями 1968 года в Париже и могут ли «структуры выйти на улицы»? Ответим на эти и другие вопросы на лекции.

30 января в 19:30 — А был ли постмодернизм в философии? 

Постмодернизм – величайшее культурное течение XX века, которое затронуло практически все жанры искусства. В философии постмодерна наблюдается отказ от привычного стиля философствования и радикальный разрыв с прошлым. Новые темы и новые сюжета: автора больше нет, он умер и его тексты отчуждены в пользу медийного пространства. Умер и субъект. Прав ли был Ричард Рорти, когда сравнивал постмодернистскую философию с постфилософией и говорил, что такого рода изменение определения не пойдет на пользу самой философии? Можно ли создать нечто принципиально новое из ничего? И была ли философия постмодерна на самом деле? Ирония, деконструкция реальности и знаковые игры – только ли за это критикуют философию постмодерна современные ученые? На лекции мы попытаемся сконструировать и деконструировать постмодернизм и понять, мертв автор или все же жив.

Лектор

Елизавета Рождественская — преподаватель философского факультета МГУ имени Ломоносова. Автор научных работ по философии образования, переводчик.

Стоимость: 500 рублей.

На лекции действуют скидка 50 % для студентов, пенсионеров и школьников. Обратите внимание, скидка не действует на предпродажу, можно оплатить на месте.


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Юлия

Добрый день! Можно ли купить билет на месте? Нужна ли предварительная запись?

Ответить

Татьяна

Здравствуйте!

Могу Вас тут записать. Оплата на месте, возможна, но наличными.

С уважением,
КЦ Пунктум!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*