fbpx


Цикл лекций «Искусство востока»

Искусство Востока поражает европейцев духовной наполненностью, умением передать суть вещей художественными средствами. Мастер сохраняет вечную тайну мироздания, о которой говорит намёками и символами, любуясь природой как совершенным творением. Этот подход в корне отличается от западной традиции, в которой человек всегда стремился познать и покорить природу.

Лекция №1 Религии и мифология Индии — 28 ноября в 19-30

Индия — особая страна, где всю культуру, будь то архитектура, скульптура, музыка, поэзия или танец, пронизывает и объединяет общий стержень — это представления о единстве человека, природы и космоса, идеи о единстве мироздания, неразрывных связей со Вселенной. Эту особенность индийского искусства охарактеризовал индийский философ и поэт Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал – слияние со Вселенной».

Индия веками вбирала в себя особую мудрость, бережно относилась к ней и передавала из поколения в поколение. Любовь к природе, к окружающему миру, неисчерпаемый интерес к тайнам происхождения Вселенной и человека наполняет индийскую культуру особым духовным смыслом. Как и любая другая культура Индии имеет свою историю, свои закономерности и особенности развития. Именно в этом нам и предстоит разобраться.

На лекции мы рассмотрим следующие темы:

  • Взаимосвязь художественной культуры с религией и мифологией: религиозные взгляды индийцев на мир и их выражение в самобытном и неповторимом искусстве. Для того, чтобы полнее и глубже понять саму природу индийской культуры мы кратко познакомимся с основными религиями и мифологией Индии: религия вед, индуизм и буддизм.
  • Ведический период в художественной культуре Индии, представленный священными текстами вед. Веды, как основной источник знаний о культуре древних ариев. Языческие боги ведической религии. Упанишады — древние литературные сочинения, примыкающие к ведам.
    Индуизм – религия Индии, представленная триадой основных богов (Шива, Вишну, Брахма). Мы узнаем о происхождении этих богов, о том, какие функции выполняют эти божества, кто является их супружескими парами, как изображаются данные боги, каковы их атрибуты и символы.
    Буддизм. Гаутама Будда. История Шакийского отшельника. Истины Буддизма.

Лекция №2 Искусство и культура Индии — 5 декабря в 19-30

Храмовое зодчество Индии неисчерпаемый источник знаний по индийской культуре. В лекции мы познакомимся с важнейшими архитектурными памятниками Индии (начиная с древнейшего периода и охватывая Средневековье), узнаем о главных особенностях развития индийского искусства, научимся понимать и трактовать увиденное.

На лекции мы рассмотрим следующие темы:

  • Древнейшие цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро (III-II т. до н.э.). Археологические находки и открытия. А. Канингем – печать с неизвестными письменами.
    Каменное зодчество при Маурьях (IV-I вв. до н.э.). Ступы и стамбхи, культовые буддийские сооружения. Символика ступы и её связь с буддизмом.
  • Пещерные храмы Эллоры, фресковая живопись Аджанты.
    Крупнейшие индийские храмы посвященные богам индуизма (Шива, Вишну, Брахма). Храмовый комплекс в Махабалипураме, храм Солнца в Конораке, храмовый комплекс Кандарья Махадева в Кваджурахо: Кама Сутра в камне. Сакральная планировка храма, красота рельефа и декора. Тадж-Махал – жемчужина Агры (исламский период).
    Индийская литература: «Рамаяна», «Махабхарата». Театр. Искусство танца.

Лекция №3 Искусство и культура Китая — 12 декабря в 19-30

Главная особенность культуры Китая на всём протяжении пути ее развития стоит в стремлении к отражению Высшей Гармони между противоположными аспектами бытия: мужским небесным Ян и женским земным Инь.

Воспроизведение природы как упорядоченного союза Неба и Земли, связующим звеном между которыми является человек, обусловило своеобразие пространственного мышления и консерватизм форм в архитектуре, их своевременной характер, а также сплав символики с утилитарностью.

То же относится и к другим видам китайского искусства, будь то создание садово-парковых ансамблей, живопись, каллиграфия, поэзия или народный промысел. Именно их вневременным и вместе с тем удивительно современным звучанием объясняется постоянный и неиссякаемый интерес к китайской культуре и искусству.

Лекция №4 Культура и искусство Японии — 19 декабря в 19-30

Японский синтоизм дал жизнь удивительной культуре Японии, уникальной по своим лаконичным, но совершенным формам (будь то храм, сад, чайная церемония или стихотворение), для которой характерны утонченность, чувство меры, созерцательный характер и символизм. Буддийские восприятие природы, выразилось в умении ценить её мимолётную и ускользающую красоту, приобщиться к великому через малое, увидеть сложное в простом, ощутить в мгновении вечность. Особое восприятие природы, простота форм и естественность стали визитной карточкой японского искусства.

Лекция по искусству и культуре Японии включает следующие аспекты:

  • Синтоизм как основа японской культуры. Синтоистские святыни (храм Тосёгу на острове Хонсю, храм Киото). Понятия «Синто» (путь богов), «ками» (душа);
    Любование как созерцание – особая черта японского народа;
  • Влияние буддизма на японскую культуру. Дзен буддизм;
  • Японский сад как произведение искусства. Пять основных элементов японского сада. Типы японских садов (райский, ландшафтный, чайный, философский сад камней);
  • Японское понятие «пустоты», обретение «пустого сердца»;
  • Икебана – искусство составления цветочных композиций, символика икебаны;
  • Живопись, поэзия – искусство Танки и Хокку.

Лектор: Ирина Тарасова

Стоимость

Стоимость посещения — 500 рублей.

На лекцию действует стандартная скидка 50% для студентов, пенсионеров и школьников.

Подпишитесь на нашу рассылку

Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*