Лекция «Чудовища и монстры от античности до нового времени»

Лекция посвящена одному из наиболее древних и наиболее стойких представлений о чудовищном – фантазии об иноплеменнике. К нему непосредственно примыкает тема представлений о землях, лежащих за пределами обжитого общественного пространства. Причем «пространством вне» может оказаться не только легендарное царство пресвитера Иоанна или фантасмагорическая Персия, но и соседний лес или этнический квартал в родном городе.

В традиционных народных представлениях о чудовищном инородце можно выделить несколько признаков последнего, которые с завидным постоянством воспроизводятся европейской культурой из столетия в столетие, со временем принимая все более усложненные и «облагороженные» формы. Пришелец отличается внешностью, языком, поведением. И это можно было бы рассматривать как всем очевидную банальность, если бы внешние признаки не ставили перед носителем местной традиции вопроса о его метафизических свойствах: есть ли у иностранца душа и не способен ли он нанести вред моей душе? Обладает ли Другой сверхъестественными способностями (в самом широком смысле)? Может ли он быть интегрирован в мою смысловую вселенную?

В данной лекции мы проследим историю представлений о фантастических существах и чудовищных народах, населявших не только земли на периферии цивилизации, но и обитавших бок о бок с европейцами. Основу многовековой дискуссии о «чудовищной географии» закладывают сочинения Геродота, Аристотеля, Галена, Плиния Старшего, Мегасфена, популярные апокрифические «письма» Александра Македонского, и многие другие тексты. В античной культуре монстр прежде всего поднимал проблему борьбы между хаосом и космосом. Она выливалась в противостояние цивилизованного греческого мира и опасных варварских территорий; разумного и творческого мужского начала противопоставленного импульсивному, психологически разрушительному женскому.

Главным камнем преткновения средневековых географических и этнографических споров стало наличие души у монстра-инородца, и, как следствие, перспективы ее спасения. Был ли святой Христофор, взявшийся перенести младенца-Христа через поток, кинокефалом? Положительный ответ на этот вопрос внес бы существенную лепту в сближение христианина и «варвара». Однако, раннесредневековые изображения Христофора с песьей головой очень скоро сменились изображениями человека совершенного, не гибридного – «white, male, heterosexual”. Указывают ли физические отличия далеких европейцам народов также на их удаленность от Всевышнего? И изменится ли цвет кожи у эфиопа, если он обратится в христианство? Будет ли Антихрист иудеем? Эти и прочие темы нашли яркое выражение в целом ряде литературных памятников средневековой эпохи, таких как англо-саксонские «Liber Monstrorum» и «Чудеса востока» VII и XI веков, «Путешествия Марко Поло» XIII века, «Путешествия Джона Мандевиля» XIV  века, в знаковой нюренбергской Weltchronik XV века. Естественным образом, тема не была обойдена в изобразительном искусстве, архитектуре, книжной миниатюре и гравюре.

Эпоха Возрождения и раннего Нового времени привнесли долю скептицизма в восприятие повествований о чудовищных народах, якобы обитающих на краю света. В эпоху великих географических открытий XV-XVI  веков частично освободившуюся культурную нишу заполнили рассказы об аборигенах в новооткрытых землях, передаваемые путешественниками, негоциантами и миссионерами. С другой стороны, постепенно зарождающиеся естественные науки  направили усилия на изучение чудовищного, объединяя в смежные категории и иноземные расы, и различного рода врожденные патологии. Последние же стали полем битвы религиозного, моралистического, политического и натурфилософского символизма.

В лекции рассматриваются основные культурные темы, связанные с областью чудовищных географий, и приводятся наиболее яркие примеры из литературы, изобразительного искусства, а также первых общедоступных печатных изданий соответствующих эпох. Также не упускается из вида проблема современных воплощений паттернов восприятия Другого, установившихся в более ранние эпохи.

Лектор: Анна Волчанская

Стоимость

Стоимость посещения — 500 рублей.

На лекцию действует стандартная скидка 50% для студентов, пенсионеров и школьников.

Записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Александра

Не предупредили, что лекция разбита на три, и Средневековья сегодня не будет. В иллюстративной части хотелось бы меньше текста, больше визуальных образов, чтобы сформировать «насмотренность» и общекультурный кругозор.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*