fbpx


Курс лекций «Введение в политическую философию»

У политической философии, этого чудовища из страшного сна всякого доктринёра, жадные глаза и длинные руки. Не довольствуясь темами бесчисленных частных политических распрей, она с присущим ей радикализмом задается вопросом о сущности политического как такового, о сущности каждой отдельной политической категории, с умыслом или по неосторожности оброненной в истории каким-нибудь практиком или, что также бывает, теоретиком. Политической философии привольно на той дистанции, которая распахивается между деятелем и действием в иной пассивный век. Когда успокаивается Наполеон, пробуждается Гегель, эта вечная полночная сова Минервы. Наступает время заниматься политической философией – пока это время по-прежнему есть, пока спящие не проснутся.

План занятий

3 ноября в 15:00 — Лекция 1. Полис. Платон 

Не в пример философии как таковой, корни которой теряются в исторической неизвестности, политическая ее разновидность имеет отчетливое начало в философии Платона. Автор «Политика», «Государства» и «Законов» оставил последующей политической мысли длинный ряд понятий, живых и влиятельных до сих пор. Обратившись к Платону, обсудим современную ему политическую конъюнктуру, проект идеального государственного устроения, философов на троне и многое другое.

10 ноября в 15:00 — Лекция 2. «Политика» Аристотеля 


Аристотель, великий систематизатор и универсал (в смысле гносеологии, а не автопрома), не мог миновать богатую политическую область своей систематизаторской дланью. Ему и принадлежит первый в собственном смысле политический трактат под ожидаемым названием «Политика». Обратившись к нему, обсудим самые элементарные основания политической и общественной жизни, концепцию политического животного, классификацию политических режимов и многое другое.

17 ноября в 15:00 — Лекция 3. «Рим. Цицерон» 


Не обогнав Грецию в науках, искусствах и философии, Рим был новатором именно в политической области. Мыслители Рима, подобные Цицерону, стремились к фиксации в своих текстах и речах ключевых отличий политического режима своего прославленного государства. Обращаясь к ним, сравним Рим Республиканский и Рим Императорский, обсудим основы римской гражданственности, условия и контексты упадка римского могущества и многое другое.

24 ноября в 15:00 — Лекция 4.  «Два града. Августин» 


Несмотря на то, что официальным философом западной Церкви был выбран «ангелический доктор» Фома Аквинский, наиболее сильным и значимым философом христианства по сей день остается Аврелий Августин. Именно он в своем внушительном труде «О Граде Божьем» сформулировал христианскую политическую доктрину, идею двух градов. Обращаясь к нему, обсудим непростое соотношение градов Земного и Божьего, претензии на правление со стороны как мирских, так и духовных властей и многое другое.

8 декабря в 15:00 — Лекция 5. Фома Аквинский. Марсилий Падуанский. Данте Алигьери 

Изрядно христианизированная, политическая философия европейского средневековья более прочего занималась непростым соотношением светских и духовных властей. Как правило, аргументы приводились в защиту трех позиций: разделение двух властей, верховенство духовной или же верховенство светской, земной власти. Обращаясь к подобным тезисам и аргументам, рассмотрим политический и религиозный контекст эпохи, останавливаясь отдельно на политическом мышлении таких авторов, как святой Фома, Данте и Марсилий Падуанский.

15 декабря в 15:00 — Лекция 6. Макиавелли. Гвиччардини 

Выйдя из многовекового спора о соотношении светских и духовных властей, политическая философия всё далее отходила от религиозной аргументации, всё более насыщалась земной прагматикой и реализмом. Ключевым мыслителем этого перехода к ранней версии Realpolitik был, разумеется, спорный, неоднозначный, блестящий Никколо Макиавелли. Обращаясь к его политической теории, а также к не менее знаковой теории его современника Франческо Гвиччардини, рассмотрим прагматические советы, стратегии, техники приобретения и удержания власти светским правителем нового, ренессансного образца.

22 декабря в 15:00 — Лекция 7. Гоббс. Спиноза 

Томас Гоббс разрабатывал свою политическую теорию путем проблематизации уже секуляризированного, реалистического, макиавеллиевского контекста современной ему политики. Неограниченная борьба за власть для Гоббса – не аксиома, но – проблема, препятствие, источник насилия и всяческого мирского зла. Обращаясь к теории Гоббса, обсудим попытки решения этой проблемы через введение понятий естественного состояния, борьбы всех против всех, Левиафана и прочих, а также сопоставим всё это с политической теорией Бенедикта Спинозы.

29 декабря в 15:00 — Лекция 8. Локк. Монтескье

Джон Локк исходил из той же проблемы, что и его предшественник Гоббс: из необходимости построения секуляризированной, реалистической теории политики, выводящей людей из дополитического, анархического и жестокого естественного состояния. Однако решение Локка настолько отличается от гоббсовского, что, взятые в их взаимной дополнительности, теории их удачно очерчивают основные перспективы политического мышления на столетия вперед. Обращаясь к теории Локка, рассмотрим концепт разделения властей, обсудим политическое значение частной собственности и сравним всё это с параллельной политической теорией Монтескье.

5 января в 15:00 — Лекция 9. Руссо. Революция. Террор 

Говорят – конечно, немало преувеличивая, но что-то существенное и угадывая, – что Великую французскую революцию совершили на деле… философы-просветители и, в первую голову, Жан-Жак Руссо. И если просветители проделали всю негативную работу, расчищая умы современников от плесени архаических предрассудков, то именно Руссо проработал проект нового, революционного понимания гражданина, его прав и обязанностей. Обращаясь к этому руссоистскому основанию революции, обсудим концепты общественного договора, всеобщей воли, а также все те зачастую безрадостные и кровавые результаты, к которым они привели на практике.

 Лекция 10. Кант. Фихте

Лекция 11. Гегель

Лекция 12. Младогегельянцы. Штирнер

Лекция 13. Империи. Нации.

Лекции 14. Маркс. Марксизм

Лекция 15. Ленин. Троцкий

Лекция 16. Анархизм. Синдикализм

Лекция 17. Теория элит

Лекция 18. Теория масс

Лекция 19. Консервативная революция

Лекция 20. Этатизм. Фашизм

Лекция 21. Франкфуртская школа

Лекция 22. Ханна Арендт

Лекция 23. Демократия. Либерализм. Репрезентация

Лекция 24. Биополитика. Фуко. Агамбен

Лекция 25. Постмодерн. Делёз. Хардт и Негри

Лекция 26. Неолиберализм. Фукуяма

Лекция 27. Хабермас

Лекция 28. Поле политики. Бурдье

Лекция 29. Несогласие. Рансьер

Лекция 30. Политика и событие. Бадью.  

Лектор: Дмитрий Хаустов 

Историк философии и литературы. В 2009 закончил факультет массмедиа РГГУ, в 2014 с отличием закончил философский факультет РГГУ. С 2013 года читает лекции по философии и литературе. Автор книг «Битники», «Лекции по философии постмодерна», «Буковски».

Старт курса — 3 ноября в 15:00

Стоимость: разовое посещение — 500 рублей.

Также на лекции действуют стандартные Абонементы Пунктум.

 


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Вадим

Поскольку в январе 2019 г. не будет лекций Хаустова, то когда будет расписание его последующих лекций с февраля 2019 г?
Спасибо.

Ответить

Гегель

А лекция о Канте будет в эту субботу? Расписания нет на будущее — не удобно.

Ответить

Татьяна

Здравствуйте!

К сожалению, лекций по философии Дмитрия Хаустова до конца января не будет, потому и нет расписания на странице.

С уважением,
КЦ Пунктум!

Ответить

Дмитрий

Есть какая-то скидочная программа для студентов? (например для тех, кто занимается этим профильно)

Ответить

Татьяна

Скидка 50% на посещение лекции, только захватите с собой студенческий. Будем очень рады студентам)

Ответить

Ада

Добрый день! А какого числа будет Маркс? Чтобы мне не забыть и внести в календарь 🙂

Ответить

Татьяна

Здравствуйте, Ада!

По плану идет 9 февраля.

С уважением,
Татьяна!

Ответить

Ада

Татьяна, правильно ли я понимаю, что расписание сдвинулось? Известно ли, когда теперь будет Маркс? 🙂

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*