Авторский курс Андрея Гасилина “Философия на грани…”

На грани чего? На грани смысла и бессмыслицы, …разума и безумия, …интимного и публичного, …природного и технического, …сущности и существования, – пары оппозиций неисчерпаемы. Человек – это всегда существование “на грани…”, он слишком неопределён, слишком аморфен, пластичен, будучи ареной противоборства полярных сил. Человек – это посредник, проводник, связующее звено, пространство диалога между природными и социальными стихиями, в котором последние впервые обретают право голоса и способность защищать собственные интересы. Философия же – это способ раскрытия самой своей пограничности, помогающее избавиться от иллюзий конечности и сущностной определённости. Философия – это способ жить “на грани”, при этом жить осознанно, не удовлетворяясь готовыми поделками мысли, а изобретая и осмысливая, через изобретение, собственное понимание посредничества.

Структура курса:

Встреча 1: Логика безумия

Встреча 2: Между животным и машиной

Встреча 3: Философия экопанка

Встреча 4: Минимализм и Барокко – два лика контркультуры (дискуссия)

Встреча 1: Логика Безумия — 29 сентября в 16:00

Диалектика аполонического и дионисийского начал, лежащая, по мысли Ницше, в основе европейской культуры, предполагает строгое разграничение между двумя способами раскрытия Истины – рациональным и экстатическим. Первый можно ассоциировать со светоносным Солнцем, озаряющим мир, представляющим вещи в ясном свете, изгоняющим мглу невежества и предрассудков. Второй – с торжеством древних хтонических сил, обретающих реальность посредством экстатических практик и различных форм контролируемого безумия. Всю историю культуры, вслед за Ницше, можно мыслить как грандиозную драму, в основе которой лежит противоборство Аполона и Диониса, – рационального и иррационального начал. Во фронтовых зонах этого надисторического противостояния зарождаются промежуточные формы мышления, в которых Безумие использует техники Разума, а Разум бросается в пучину зеркальных лабиринтов Безумия. В этих пограничных территориях, достигнув своих пределов, Разум обнаруживает себя безумным, а Безумие обретает черты разумности.

Нашу первую встречу мы посвятим вопросу о соотношении рационального и иррационального в современной культуре. Рассмотрим генезис понимания рациональности в различные эпохи, а также масштабный бунт против диктатуры Разума, ознаменовавший начало Новейшей истории. Обсудим различные способы преодоления диалектики рационального и иррационального, сложившиеся в современной философии. Наметим альтернативные пути решения этой проблемы через культурно-исторические исследования нормативности и индивидуальные практики личного письма.

Встреча 2: Между Животным и Машиной — 6 октября в 16:00

“Эко” и “Техно” – два этих префикса, заполонившие язык современности, отсылают к двум магистральным тенденциям современной культуры. С одной стороны, это мода на “природное”, “экологическое”, в самых разных ипостасях и аспектах, начиная с раздельного сбора мусора и заканчивая движением за права животных. С другой, это тотальная технизация всего и вся: жизнь современного горожанина сопровождают десятки  устройств различной степени “технологичности”, начиная от кофемашины со встроенным таймером и заканчивая роботизированными протезами конечностей. Да и сам современный человек уже давно растворился в своём окружении, став полем схватки между метафизическим Животным, неисчерпаемым источником витальности, и метафизической же Машиной, дарующей разумные основания для надежды на вожделенное Бессмертие.

В этот раз мы обратимся к проблеме соотношения природного и технического в современной культуре. Поговорим о статусе человека как субъекта мышления и действия; проблематизируем само понятие субъективности, рассмотрим идею “смерти человека”, выдвинутую в рамках постмодернистской традиции; обсудим, можно ли ещё “воскресить” безвременно почившего антропоса, и стоит ли вообще это делать?

Встреча 3: Философия экопанка — 13 октября в 16:00

Экопанк –  пограничная идеология, возникающая на пересечении “классической” городской панк-культуры и радикального эко-подвижничества, проповедующего обретение потерянного Эдема на лоне Природы. Место обитания – тонкая разграничительная полоса между современным высокотехнологическим Вавилоном и дремучим Лесом, в чаще которого до сих пор вершатся древнии мистерии и справляются кровавые хтонические культы. Экопанк – посредник между двумя мирами, переводчик с языка природного на язык технического и наоборот, ревностно хранящий свою идентичность, идентичность посредника.

В этот раз мы займёмся переносом нашей чисто концептуальной разметки, набросанной в предыдущие встречи, на почву индивидуального и коллективного праксиса. Рассмотрим особую “пограничную” культурную политику, которую условно обозначим как “экопанк”. Обнаружим истоки этой политической позиции в сочинениях Ж.-Ж. Руссо, К. Кизи, Х. Томпсона. Узнаем, какое решение нашей исходной проблемы соотношения рационального-иррационального предлагает эта политическая стратегия.

Встреча 4: Минимализм и Барокко – два лика контркультуры (дискуссия) 

Логика развития современной техники предполагает постоянное увеличение скорости обработки информации и расширение пропускной способности каналов передачи данных. Это справедливо как в отношении электронных устройств, так и любых средств производства и передачи информации, коим, с точки зрения информационного подхода, является и человек. Непрерывный рост коммуникативных возможностей, который обеспечивает современная техника, требует от нас постоянного пребывания в режиме on-line, развитых коммуникативных способностей и максимальной эффективности. Но должен ли человек следовать логике развития техносферы, отказываясь от человеческого измерения в пользу сверх- или пост-человеческого? Не идём ли мы по пути тотального отчуждения, когда сводим своё существование к реализации частных программ глобального социального производства? Не поможет ли справиться с этим отчуждением прививка нонконформизма?

Наша последняя встреча пройдёт в формате диалога между двумя стратегиями коммуникации, которые мы условно обозначили как Минимализм и Барокко. Первая – своего рода цифровой стоицизм, в основе которого лежит экономика внимания и этика осознанности, вторая – игровая номадическая культура, противопоставляющая дискурсу рациональности и эффективности, характерному для технологического мейнстрима, фрактальное множение образов и постмодернистское скольжение по поверхности. Минимализм в нашей дискуссии будет представлять Андрей Гасилин, от лица Барокко выступит философ и научный журналист Марыся Пророкова.

К дискуссии приглашаются все желающие.

Лектор: Андрей Гасилин — магистр философии, аспирант Института философии РАН. Сфера научных интересов — философия культуры, философская антропология.

Занятия по субботам в 16-00 с 29 сентября

Стоимость посещения 1 лекции — 400 рублей.

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 

или через форму ниже:

Сообщите нам, что придете

Комментарии

Роман

Здравствуйте,
Можно ли будет «АВТОРСКИЙ КУРС АНДРЕЯ ГАСИЛИНА “ФИЛОСОФИЯ НА ГРАНИ…» посмотреть в Пунктум-клубе?

Ответить

Татьяна

Добрый вечер!

К сожалению, записей не будет.

С уважением, КЦ Пунктум!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*