Цикл лекций «Импрессионизм vs Символизм & Экспрессионизм»

Цикл лекций посвящён символизму – течению, зародившемуся во Франции в 1870-80-х годах и достигшему расцвета на рубеже веков и отразившему кризисное мировоззрение переходной эпохи. Символисты отвергают эстетику импрессионизма и реализма. Им чужд «чудесный мир современности», запечатленный на полотнах импрессионистов. Картины символистов раскрывают внутренний мир человека посредством «многосмысленных», «неисчерпаемых» символов.

В экспрессионизме символ утрачивает свою многозначность. Молчание и сумрак полотен Пюви де Шаванна уступают «Крику» Эдварда Мунка с его яркими, мучительными красками, а «золотые» картины Густава Климта, воплощающие противостояние неиссякаемой жизни и смерти, сменяют работы Эгона Шиле, в которых проявляется фатальный разлад художника с миром.

Лекция 1. Импрессионизм: «Лягушатник», стога и свет — 5 мая в 19-00

Эжен Буден, сделавший первые шаги к пленэрной живописи под влиянием работ Джона Констебла, Уильяма Тёрнера и барбизонцев, стал наставником молодого Клода Моне. В Онфлёре с Буденом Моне впервые пишет на пленере – его быстрая лёгкая кисть воспроизводит флаги, трепещущие на ветру, бег облаков по небу.

В 1863 году картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» подвергнется критике в «Салоне отверженных». Полотно «Восход солнца. Впечатление» Клода Моне, выставленное в 1874 году вместе с работами других художников, которых по-прежнему не допускают к участию в Салонах, с подачи критиков даст название всему художественному направлению. Спустя десятилетия после вокзалов, соборов, стогов художник создаст свои «пейзажи вод и отражений» в Живерни.

Лекция 2. Постимпрессионизм: новые пути — 12 мая в 19-00

Жизнь Поля Гогена протекала между двумя полюсами его существования – Бретанью и Океанией. В Понт-Авене художник откажется от импрессионизма, а на Таити создаст философское полотно «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».

В 1888 году в Понт-Авене художник наставлял основателя группы Наби Поля Серюзье: «Каким вы видите это дерево? Зелёным? Вот и пишите его зелёным. Самой красивой зелёной краской в вашей палитре. А эта тень, скорее голубая? Ну, так и не бойтесь писать её самой голубой из красок».
Дружба с Гогеном едва не стоила жизни Ван Гогу. В Арле художник напишет свои пропитанные солнцем «Подсолнухи», ставшие символом его творчества, «Красные виноградники в Арле», «Звёздную ночь Роной»… Там же произойдёт и ссора с Гогеном.

Драматическое полотно «Стая ворон над хлебным полем», созданное в июле 1890 в Овере, станет последней работой художника, сделавшего в своём творчестве шаг к экспрессионизму.

Лекция 3. Символизм прерафаэлитов  — 19 мая в 19-00

Типологический символизм является характерной чертой искусства раннего прерафаэлитизма. В контексте эстетического мировоззрения Джона Рёскина понятие «type» обозначает «символ, обладающий религиозной сущностью». Во время лекции мы научимся распознавать символы на религиозных полотнах «Христос в родительском доме» («Мастерская плотника») Джона Эверетта Миллеса, «Благовещение» Данте Габриэля Россетти, «Нерадивый пастух» Уильяма Холмана Ханта. Также мы поговорим о влиянии творчества прерафаэлитов на развитие стиля модерн. Монументальное произведение Берн-Джонса «Колесо Фортуны», его задумчивые образы с ностальгической идеальной красотой восхищали видных представителей символизма. Название наиболее известной работы Фернана Кнопфа «Я дверь закрою за собой» является цитатой из стихотворения Кристины Россетти «Кто вызволит меня». А матовые, словно подернутые дымкой английского художника-символиста Джорджа Фредерика Уотса «Надежда» и «Любовь и жизнь» имеют прямое отношение к позднему прерафаэлитизму.

Лекция 4. Французский символизм: Гюстав Моро и Пюви де Шаванн — 26 мая в 19-00

Герой романа Гюисманса «Наоборот» Дез Эссент не может понять, «откуда в современном Париже появился этот гений, этот мистически настроенный ясновидец, способный воспроизвести тревожащие душу образы прошлого, блеск и великолепие былых времен» Гюстав Моро. Образ прекрасной, нередко порочной женщины занимает главное место в творчестве художника. Перед нами предстают Галатея, Эвридика и Саломея, обнажённые или в роскошных одеждах и украшениях. Чтобы понять, как изменилось видение мифа с начала XIX, мы сравним одноимённые работы Жана Огюста Доменика Энгра и Гюстава Моро «Эдип и сфинкс», а также «Ласки» Фернана Кнопфа.

Картины Пюви де Шаванна «Девушки у моря», «Мечта», «За туалетом», характеризующиеся скупыми цветовыми мотивами, пробуждают ощущение «иллюзорной вечности». А образы женщин на картинах «Воздушный шар» и «Голубь», выполненных в коричневых, тревожных тонах, символизируют непокорённость парижан во время событий 1870 года.

Лекция 5. Венский сецессион. Мир женских образов в творчестве Густава Климта — 2 июня в 19-00

«Когда я увидел «Саломею» Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» – осознал самое страшное, что и не жил», – записал в своём дневнике друг Климта Альфред Басс. В 1897 году Густав Климт возглавил венское объединение художников – Сецессион, символом которого стала Афина Паллада. В 1897-1898 годах Йозеф Мария Ольбрих создал наиболее значимый архитектурный памятник австрийского модерна «Дом Сецессиона», в котором в 1902 был выставлен вызвавший негодование критики и публики «Бетховенский фриз» Климта. Визуальное отображение Девятой симфонии Бетховена и оды «К радости» Фридриха Шиллера воплощает идею того, что искусство ведет страдающее человечество «в идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви». В  наиболее успешный золотой период творчества Густав Климт, вдохновлённый мозаиками Равенны и Венеции, создал своё самое известное творение «Поцелуй».

6. Эгон Шиле: Жизнь как эксцесс — 9 июня в 19-00

Вне всяких сомнений, счастливейшим днём в жизни яркого представителя австрийского экспрессионизма Эгона Шиле стал тот, когда художник записал в своём дневнике: «До марта я шёл путём Климта. Сегодня, я думаю, стал его противоположностью». Во время лекции мы рассмотрим работы Шиле в сравнении с картинами Густава Климта, чтобы понять трансформации, произошедшие в искусстве начала XX века. Многочисленные автопортреты выдают эксцентричный, непростой характер художника, а жизнь виртуозного мастера рисунка определяет его творчество. Мы узнаем, при каких обстоятельствах создавались картины «Объятие», «Смерть и дева», «Семья».

Преподаватель

Анна Никифорова, редактор в Фонде развития правовой культуры. Автор статей, посвящённых искусству и праву, в настоящий момент Анна работает над диссертацией, посвящённой культурологическому аспекту творчества прерафаэлитов. Для более полного понимания творчества художников она посетила крупнейшие музеи Великобритании. Во время работы над циклом лекций «Импрессионизм vs Символизм & Экспрессионизм» досконально изучила коллекции парижских и венских музеев, а также декоративные мотивы в архитектуре Венского сецессиона.

Стоимость

Стоимость посещения — 400р.

Записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Анастасия

Здравствуйте. Нас будет 2 человека на лекции 5 мая, в 19.00.

Ответить

Пунктум

Хорошо, Анастасия, будем вам ждать. Обратите, пожалуйста, внимание, что мы сменили адрес.

С уважением, КЦ Пунктум!

Ответить

Анжела

Вы сменили адрес??? Но почему??? Но как??? А вы вернётесь на Тверскую??? Или это навсегда???

Ответить

Пунктум

Мы уже давно сменили адрес, переезжать не планируем. С уважением, КЦ Пунктум!

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*