Курс медленного чтения «Пир» Платона: эрос и драма»

Диалог Платона «Пир» — одно из самых известных в мировой культуре философских произведений, являющееся одновременно величайшим литературным шедевром. Несмотря на известность, оно сохраняет массу загадок и на протяжении многих веков продолжает получать разнообразные истолкования.
В «Пире» переосмысляется смысл Эрота как «природной» и «социальной» ценности и происходит инверсия: из объекта восхваления Эрот превращается в метод познания, т.е. предмет желания становится инструментом саморефлексии, и это отражается в гибристическом перевертыше Сократа: эраст (влюбленный) оборачивается эроменом (возлюбленным), а «обманутые» юноши, включая Алкивиада, впервые перестают воспринимать себя как как «ценный приз» и получают шанс причаститься к философии.

Цель курса — не просто в том, чтобы предложить свои интерпретации текста, а в том, чтобы в какой-то мере произвести такую же инверсию, которую проделывает Сократ с Эротом: для нас будет важнее не текст как «объект», а ваши способы его «схватывания» и понимания.

Я называю это «герменевтическая мистерия» — ну или «мистериальная герменевтика». Это очень простая техника — вы читаете текст и пытаетесь его истолковать.
Представьте себе любой проективный тест в психологии: это практически то же самое. Когда вы читаете текст и пытаетесь его понять, вы делаете это с помощью тех инструментов, которые у вас есть — эмоциональных, рассудочных и каких-то еще, конкретно ваших, определяемых вашим опытом и склонностями. Поэтому один и тот же текст может пониматься по-разному разными людьми — у всех нас, как ни странно, разные «органы восприятия».

Как говорит Платон, разным душам понятны разные логосы. Каждая душа, говорит тот же Платон, принадлежит разным богам: одна — Аполлону, другая — Зевсу, кто-то Артемиде, а кто-то Аресу. То есть читать текст и толковать его — значит заниматься самопознанием.
Предлагаемый курс нацелен на то, чтобы прочтение и истолкование текста стало своеобразным способом саморефлексии.

Мы попробуем:

  • прочитать философский текст с учетом его литературной формы;
  • увидеть и сформулировать проблемы, которые раньше были не очевидны;
  • предложить свои ответы на загадки «Пира»;
  • отрефлексировать собственные способы понимания и работы с текстами и тем самым понять себя как «читателя».

Курс адресован тем, кто интересуется философией и литературой; кто любит внимательно читать и анализировать тексты; кто готов попробовать себя в роли истолкователя. Навыки, полученные на занятиях курса, помогут при чтении и анализе любых текстов.

Очень желательно до начала курса прочитать диалог «Пир»

Занятие 1. «Пир» Платона: персонажи, мизансцены, контекст — 19 мая в 15-00

На первом занятии попробуем сделать обзор диалога в целом: рассмотрим его историко-философский контекст и сформулируем основные философские проблемы. Попробуем поставить собственные вопросы к философскому содержанию и литературной форме. Зачем нужна «завернутая» композиция? Какую роль играют Аполлодор и Аристодем? Как Платон, по-вашему, относится к персонажам, произносящим речи (Федр, Павсаний, Эриксимах, Аристофан, Агафон, Сократ-Диотима, Алкивиад)? Почему финал диалога «оборван»? Какое отношение литературные приемы могут иметь к философскому содержанию диалога — в первую очередь проблеме «эроса» и «прекрасного»?

Занятие 2. Мифы Аристофана и Диотимы: андрогины и происхождение Эрота — 26 мая в 15-00

На втором занятии будем разбираться в содержании и функциях мифов в «Пире»: Аристофан об андрогинах и Диотима о рождении Эрота. В чем смысл дерзости и наказания андрогинов (разрезание целого пополам)? Почему Эрот у Диотимы оказывается не богом, а даймоном? Как можно истолковать родителей Эрота — Пороса и Пению? Как вы понимаете изменение взгляда на Эрота в речи Сократа: он теперь отнюдь не прекрасен, но постоянно терпит бедствия и необутый валяется прямо на земле?

Занятие 3. Речь Диотимы: «эротическая лестница» красоты — 2 июня в 15-00

Третье занятие посвящено анализу знаменитой речи Диотимы в пересказе Сократа. Почему важнейшие мысли диалога Платон вкладывает в уста женщины — однако пересказаны они Сократом? Как вы понимаете смысл «эротической лестницы» красоты? В чем парадокс описания «прекрасного самого по себе»? Мистериальный подтекст речи Диотимы и философия.

Занятие 4. Сократ-гибрист и Алкивиад — 9 июня в 15-00

В центре четвертого занятия — эпизод с Алкивиадом и его речь о Сократе. В чем специфика этого эпизода и речи Алкивиада? Параллелизм речей Алкивиада и Диотимы: сопоставление Эрота и «прекрасного самого по себе» с одной стороны — и Сократа с другой. Пародийное прочтение мистерии: соблазнение Сократа Алкивиадом; Сократ-оборотень и гибрист («гибрис» древнегреч. — дерзость и глумление). Почему Сократ обманывает юношей, заявляя про себя, что он «ничто», и какое отношение всё это имеет к философии.

Кто?

Ирина Протопопова, кандидат культурологии, руководитель «Платоновского исследовательского научного центра» РГГУ, главный редактор журнала «Платоновские иследования».

Группы

Занятия проходят по субботам в 15-00
Длительность одного занятия 1,5 часа.

Стоимость
Цена курса —1000р.
Разовое посещение — 300р.

Записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете


Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*