fbpx


Курс «Мифологические модели и западная мысль: от архаики к (пост)современности»

Курс «Мифологические модели и западная мысль: от архаики к (пост)современности» имеет своей целью рассмотреть ряд актуальных для социально-философской и культурно-антропологической мысли проблем в связке с иллюстрирующими их мифологическими сюжетами. Обратившись к этнографическому материалу, указателям сказочных сюжетов и эпосу, к литературе и современной поп-культуре, мы попробуем нанести на карту философских проблем фигуры и сюжеты, уходящие корнями в древнеевропейскую мифологию и показать, в каком виде они эксплуатируются массовой культурой сегодня.

  1. Двойник и близнец в мифологии и искусстве
  2. Проклятые короли: ознанка священной власти
  3. Невеста «с того света»
  4. Портрет трикстера как контркультурного героя
  5. Монстр: универсальная модель врага
  6. Мертвый жених: от протеста к приручению

Лекция 1. Двойник и близнец в мифологии и искусстве — 12 марта в 19-30

Феномен близнечества всегда являлся исключительной ситуацией в жизни коллектива. Человечество интерпретировало аномальное удвоение как ситуацию кризиса неразличимости, по-разному оценивая его значимость для общества — начиная с космогонических мифов, заканчивая братьями-соперниками и чудовищном двойником эпохи романтизма. В лекции мы рассмотрим ритуальные практики и мыслительные модели, связанные с близнецами и окружающими их табу; проследим связь близнецов с темой андрогинности, обратимся к миметическим теориям, а также взглянем на тему двойничества глазами нескольких небезызвестных антропологов.
Лекция 2. Проклятые короли: изнанка священной власти — 19 марта в 19-30

Большинством мифоритуальных комплексов фигура короля помещается в центр социальной жизни и символической топологии. Король, являясь проводником между сакральной и профанной сферой жизни общества, принадлежит одновременно двум мирам –высшему и человеческому. Какие модели мышления и события взывают к жизни такой, на первый взгляд, абсурдный сюжет, как изгнание короля? Как сценарий жертвоприношения трансформирует алгоритм взаимоотношения между «чистым/высоким/почтенным» и «скверным/низким/отвергнутым»? Мы рассмотрим несколько сюжетов о проклятых королях и королях-жертвах и попробуем препарировать на первый взгляд очевидную связь между сферой власти, сферой преступного и сферой священного.
Лекция 3. Невеста «с того света» — 26 марта в 19-30

3. Мотив брачной и романтической связи человека с волшебным существом или существом из другого мира на протяжении всего существования антропологии по-разному интерпретировался исследователями: одни из них видели в них отголоски культов хтонических божеств или культов плодородия, другие – отголоски тотемизма, третьи – представления о лиминальном, пограничном состоянии людей накануне вступления в брак. Мы обсудим различные интерпретации и на примере нескольких кинофильмов покажем, почему мотив мертвой возлюбленной или возлюбленной-волшебницы остается одним из самых востребованных и сюжетов в литературе и искусстве, и что сюжеты о сожительстве с волшебным «чужаком» говорят о пространственно-временных категориях обществ, в которых эти сюжеты циркулируют.
Лекция 4. Портрет трикстера как контркультурного героя — 2 апреля в 19-30

Трикстер – персонаж, встречающийся в самых различных культурных моделях. Плут, вредитель и хитрец, он обладает множеством масок, но из всех его черт можно выделить одну, важнейшую – трикстер действует вопреки общепринятым моделям поведения и мысли, разрушая их и раздвигая границы нормы. Хаос и смешение, провоцируемые трикстером – по сути, инструменты трансгрессии, направленные на подрыв линии «мейнстрима». Возможно ли в таком случае говорить о трикстере как о своеобразной регулятивной системе в «экологии» общественной жизни? На лекции мы совершим обзор излюбленных ходов трикстера, и составим его портрет, как портрет конт-культурного героя.
Лекция 5. Мертвый жених: от протеста к приручению — 9 апреля в 19-30

В лекции «Невеста «с того света»: от прото-эмансипации к разметке социальной ткани» мы говорили о том, что сюжеты о встрече или браке между представителем человеческого рода и женщиной «с другого света» могут значить для общества, эти сюжеты транслирующего, перерабатывающего и осмысливающего. Нынешняя лекция логически продолжает начатую тему и ставит аналогичный вопрос в отношении сюжетов, описывающих связь между земной женщиной и «женихом-демоном». Мы наматим ключевые содержательные и структурные различия между «мертвой невестой» и «мертвым женихом» с точки зрения их социальных и культурных коннотаций; рассмотрим различные сценарии отношений между обществом и мертвым/демоническим созданием, обратившись к эпосу и народной демонологии, а также проследим путь этих сценариев от фольклора к
кинотеатру.
Лекция 6. Монстр: универсальная модель врага — 16 апреля в 19-30

Монстр, как враждебное общественному спокойствию существо, чаще всего обозначается в качестве универсальной модели демонического, опасного «чужого». Является ли монстр абсолютизацией зла, или его «враждебность» — лишь условие для осознания общиной своих границ? Мы возьмем на себя смелость провести параллель между «бестиализацией чуждости» в эпосе и современной деколониальной теорией, а также рассмотрим знаменитую «теорию основного мифа» и структуру противоборства между культурным героем и чудовищем.
Фильмы:

  • Близнецы: «Двойник» (2013), «Тень» (1972), «Игра престолов» (2010-2017), «Страшные сказки» (2015), «Джекил и Хайд» (1931)
  • Короли-изгнанники: «Король-Эдип» (1967), «Светлонос».
  • Невеста «с того света»: «Девственницы-самоубийцы» (1999), «Неоновый демон» (2016) , «Песнь моря» (2014), «Пикник у висячей скащы» (1973), «Труп невесты» (2005), «Медея» (1969)
  • Мертвый жених: «Про раков» (2003), «Сумерки», «Багровый пик» (2015), «Он-дракон» (2015), «Красавица и чудовище» (2016)
  • Монстр: «Беовульф», «Форма воды» (2017), «Убить дракона» (1989)
  • Трикстер: «Заводной апельсин» (1971), «Тор» (2011)

Кто?

Марыся Пророкова

Стоимость — 400р.

Подпишитесь на нашу рассылку

 


Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*