Цикл лекций «История идей»

Лекция 1. Эволюция понятия «безумие» в Средневековье и Новое время — 7 декабря в 19-30

Наш современник привык существовать в замкнутом мире рациональности с ее закономерными причинно-следственными связями. Человек, чье поведение сильно кренится в сторону от общепринятых норм, воспринимается как некто, с точки зрения своей социальной позиции, заклейменный. Ни для кого не секрет, что существует и система специальных учреждений, где такие люди существуют фактически на правах пленников. Всё это ради гигиены социального тела.

Казалось бы, будто безумие и соответствующее отношение к нему существует как часть объективной реальности и воспринималось таковым всегда. Работа французского философа, историка, профессионального психиатра Мишеля Фуко предлагает иной взгляд на формирование термина болезней души. Фуко предлагает нам отправиться в путешествие по миру средневековья и нового времени, проводит нас через развитие отношения к таким формам девиации как колдовство, ведовство, попрошайничество и прочее. Огромное внимание Фуко уделяет и формированию институтов изучения душевной болезни, а также содержанию пациентов и отношениям с лечащим врачом. Именно здесь сталкиваются два совершенно непохожих мира – мир дисциплинарной рациональности и мир безумия. Природа отношений врача и пациента, в данном случае – это природа отношения власти и подчинённого. Именно здесь создается та граница отношения к безумию, на которой современный социум может определить сам себя как нечто неизвращенное, отторгающее болезнь, что принципиально противоречит пониманию сумасшествия как «неразумия» в средневековье, где душевнобольные – это часть общественной системы, дефективная, но все же – часть. Тема будет разделена на 2 части — в 1-й мы рассмотрим различные примеры общественных групп, существовавших в средневековье, поведение членов которых мы можем маркировать как девиантное. Помимо тех групп, которые предлагает Фуко, мы уделим внимание также феномену понятия юродства в древней Руси. 2-я часть лекции будет посвящена уже упомянутому формированию организации психиатрической лечебницы и властным отношениям врач-пациент на фоне изменения общего концепта власти в новое время по сравнению со средневековьем.

Лекция 2. Основы русского анархизма. Разоблачение мифов — 14 декабря в 19-30

Теоретические основы анархизма являются важной частью этого общественно- политического движения, особенно проявившего себя в переломное для России первое десятилетие XX века в годы революций 1905 и 1917 годов. Без понимания теоретических основ русского анархизма невозможно составить взгляд об этом направлении политической жизни российского общества, а значит и создать полнокровное представление о ней. Однако труды главных российских теоретиков анархизма – М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина – это не только достояние российской социальной философии, но также достояние и мировой общественности. В своем творчестве М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин определили развитие таких направлений анархической мысли, как анархо-коллективизм и анархо-коммунизм, последовательно доминировавшие в мировой анархической практике с середины XIX по начало XX века и бывшие весьма популярными в ряде европейских стран в этот период. Именно поэтому изучение развития теории русского анархизма может дать общее представление о восприятии ряда социальных, политических и экономических тенденций европейской истории в анархически настроенных кругах, что является важным вкладом в изучение развития политических настроений общества. Актуальность изучения наследия основоположников русского анархизма для современной ситуации выражается в ряде социо-экономических и политических тенденций: рост монополий в экономике, рост социальной дифференциации, и прочие пороки современного капитализма. В связи с этим представляется необходимым изучить возможности альтернативных методов влияния на социальную- экономическую и политическую организацию общества. В контексте данной лекции мы поговорим о том, что есть для отцов анархизма государство и почему все же анархия – это мать порядка. Почему собственность – это кража. И как должен выглядеть дивный новый мир.

Лекция 3. «Белый» и «красный» террор в гражданскую войну  — 21 декабря в 19-30

Бесспорно, что события гражданской войны двадцатых годов, обозначивших дальнейшую судьбу России имеют важное значение и ныне, ведь их восприятие определяет во многом не только специфическую политическую конъюнктуру, но и богатейшее наследие памяти, то чувство гражданской принадлежности, которое делает нас теми, кто мы есть. Однако наш современник в данном вопросе находится во власти двух противоборствующих клише. Со одной стороны мы имеем советскую историографическую традицию, моделирующую образ красногвардейца как борца за светлое будущее, сама цель которого оправдывает любые преступления или даже ставит их в разряд героических свершений. Не трудно догадаться, что в таких обстоятельствах боец белой армии выступает как совершенно полярное явление, как некий фактический носитель мирового зла. Добавим к этому искусство, литературу и кинематограф, и мы получим совершено идеальную модель произошедших событий. С другой стороны, в постперестроечный период была выпущена масса публицистической и научной литературы, цель которой, по существу, является извращение того образа, который был создан в годы советской власти и презентация совершенно иного взгляда, впрочем, не менее предвзятого.

На основании богатого материала мемуаров на данной лекции будет осуществлена попытка воссоздать действия представителей обеих сторон на занимаемой ими территории. Выявлены коренные сходства и различия в характере осуществляемых мероприятий, главным образом касающихся отношения к местному населению. Прослежена трансформация «белых» из армии освобождения в армию эксплуататоров. По итогам лекции по желанию слушателей может быть открыта дискуссия.

Кто?

Лектор: Александр Довженко, историк

Стоимость

Стоимость лекции — 400р.

Сообщите нам, что придете

Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*