Цикл лекций «На каких китах стоит искусство? Красота, смысл, воображение или…»

Лекция 1. Красота в искусстве или зачем нам La merda dartista? — 11 ноября в 17-00

Задайтесь вопросом: с каким чувством большинство посетителей на выставках и в музеях современного искусства перемещается от экспоната к экспонату? Они видят то перевернутый писсуар, то груду кирпичей, неубранную постель или акулу в формалине. Что это – розыгрыш? Бессовестная издевка? Грандиозная афера столетия?

Английский философ Роджер Скрутон сравнивает искусство с юмором. Искусством или шуткой может быть все, что угодно, если кто-то их таковыми считает. И шутка, и художественное произведение являются артефактами, созданными с определенной целью, но случается так, что целей своих не они достигают, отчего мы имеем множество плоских шуток и массу бездарных произведений. Случается, что и шутка и произведение оскорбляют публику, если порождены «дурным вкусом». Впрочем, кому-то дурной вкус вполне импонирует, а самый громкий хохот вызывается, как ни крути, именно «казарменным» юмором. Наконец, шутка хороша свежестью, оригинальностью, ее можно повторить от силы пару раз, после чего она утрачивает свои увеселительные свойства. А как обстоит дело с искусством? Наши интуитивные представления о нем неразрывно связаны с понятием прекрасного. Но программа отрицания красоты в современном искусстве для многих является свидетельством того, что последнее — лишь подделка, дурной анекдот, рассказанный с пресерьезной знаточеской миной. Однако так ли это? Данный вопрос не имеет прямого, однозначного и простого ответа. В нашей лекции мы исследуем теоретические и исторические основы, на которых держится эфемерно-прихотливое здание современного искусства, а также подойдем критически к таким, на первый взгляд, очевидным, бытовым понятиям, как «красивое» и «прекрасное».

Лекция 2. «Тема не раскрыта» или три подхода к интерпретации — 25 ноября в 17-00

В 1965 году американский художник Джозеф Кошут, один из крупных фигур концептуализма, представил на суд публике инсталляцию, состоявшую из трех элементов: складного деревянного стула, фотографии этого же стула и плаката, воспроизводящего словарную статью на слово “chair”. Произведение в буквальном смысле состояло из трех стульев и ставило зрителя перед загадкой: где же еще один стул? Тот самый Один Стул, или, может быть, Архи-стул с которого все началось и которым все закончится, альфа и омега всех стульев. В своем произведении Кошут, ставший одним из первых художников, занимавшихся исследованием искусства, языка и значения, выдвигает на первый план три плоскости реальности: вещественную, репрезентативную и языковую. Делается это с целью нарушить автоматизмы восприятия и проблематизировать наше понимание действительности. В конечном итоге Кошут предлагает задуматься о том, как символ, репрезентация и материальный мир формируют единственно доступную человеку вселенную – вселенную, существующую в его сознании.

Однако семиотический анализ не является единственным возможным подходом к интерпретации смысла в художественном произведении. В лекции мы также познакомимся с иконологией Ирвина Пановского, значительно обогатившей понимание средневекового и ренессансного искусства; рассмотрим формальный подход Анри Фосийона, Роджера Фрая и Клемента Гринберга, произведший революцию в искусстве ХХ века; а также составим представление о понятии «открытого произведения» (opera operta), предложенном в 1962 году итальянским семиологом, теоретиком постмодернизма Умберто Эко.

Лекция 3. Виртуальная реальность с древности до наших дней — 2 декабря в 17-00

Als ich kann” (Как я могу) – такой девиз оставил фламандский художник Ян ван Эйк на предполагаемом автопортрете («Человек в красном тюрбане»). Прижизненное признание художника, равно как и говорящее само за себя великолепие его работ, не позволяют нам читать девиз как подобострастное самоумаление в угоду высокопоставленному патрону. Скорее наоборот, великий мастер текстуры и света, поднявший на беспрецедентные высоты технику масляной живописи, гордо заявляет зрителю, что готов и намерен повелевать его воображением все время, пока последний находится в плену его произведения.

Античным мастерам удавалось обманывать птиц, смущать Венер, а иногда и самим попадать под чары своих произведений. Визуальная репрезентация имеет особую власть над человеческим восприятием, она способна обходить барьеры рационального мышления и воздействовать на доразумные сферы психики. А человек на протяжении всей своей истории демонстрирует недвусмысленное стремление оторваться от действительности и проникнуть в зазеркальный мир фантазии. В этой лекции мы подойдем к теоретическому осмыслению понятий фантазии и иллюзии, а также сделаем обзор наиболее ярких исторических примеров взаимопроникновения реального и воображаемого в изобразительном искусстве.

Кто?

Анна Волчанская – преподаватель Высшей Школы Экономики, автор курсов «Визуальная культура: понятия, контексты, практики» и «Эстетика прекрасного и чудовищного в европейской литературе, изобразительном искусстве и массовой культуре». В 2011 году на факультете Образования Кембриджского университета защитила магистерскую диссертацию, посвященную репрезентации иноязычных культур в образовательном процессе. Также изучала историю искусства в Утрехтском университете и Свободном Университете Берлина.

Стоимость — 400р.

Сообщите нам, что придете

Перейти к заказу билетов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*