«Иконографический беспредел Средневековья» — авторский курс Сергея Зотова

Сакральное искусство христианской Европы сегодня кажется нам неизменным и возвышенным. Однако в Средневековье и раннее Новое время изобразительных канонов практически не существовало: вместо привычных сегодня благообразных образов Бога часто возникали кошмарные гибриды, а замысловатые богословские аллегории заменялись наивными, а иногда и пошлыми метафорами. Рисунки, за которые сегодня в России можно попасть под суд, в Средневековье украшали страницы священных книг и стены храмов. Мы поговорим о том, почему святых изображали в виде зверей, как алхимики толковали христианство и зачем Христу дубинка.

Лекция 1. Христианский бестиарий — 20 сентября в 19-30

В Средневековье не только дьявол, демоны и другие силы зла, но и сакральные фигуры самого высокого порядка порой представали в монструозном или полузверином обличье: например, пророка Моисея изображали с рогами, а евангелистов — со звериными ликами. Эти “аномалии” не лишали их священного ореола, а, напротив, лишь подчеркивали их особый, сверхъестественный статус. На лекции мы рассмотрим все случаи визуального “озверения” сакральных фигур, углубимся в средневековые легенды и сказания о святых-оборотнях и святых-вампирах, а также выясним, как эти образы связаны с древним языческим наследием.

Лекция 2. Средневековый Апокалипсис: Сатана, Антихрист, Всадники, Ад и Рай — 27 сентября в 19-30

Отчего Сатана в средневековье был подобен льву, птице, змее, волку, вепрю и рогатому скоту, а Антихрист – галантному дворянину? Что держат в руках Всадники апокалипсиса? Можно ли вообразить себе Рай – в то время, как представления об Аде были известны всем и каждому? На нашей лекции мы поговорим о средневековом образе Конца света, Страшного суда и Апокалипсиса: истоках Откровения Иоанна Богослова, иконографических метаморфозах важнейших, зловещих и инфернальных видений Судного дня.

Лектор — Валерия Косякова

Лекция 3. Профессии Иисуса Христа — 4 октября в 19-30

Традиция изображения Иисуса как представителя некоей профессии стара как сама христианская религия. Первые изображения Христа за неким “ремесленным” занятием были связаны исключительно с его “биографией” — евангельской или апокрифической. Но уже примерно с IX в. появляются аллегорические образы “должностей” Спасителя, которые символически, с помощью реалий средневековой жизни, объясняли библейские притчи и указывали на путь к спасению души. Мы поговорим о том, почему в Средневековье и раннее Новое время Иисус изображался за домашними делами или как убийца; отчего Бога представляли воином или врачом, магом или великаном; как Христос попал в винный пресс, стал куском бекона, пергаментом и мышеловкой.

Лекция 4. Алхимические святые — 11 октября в 19-30

Начиная с XIV в. важнейшие образы христианской иконографии были взяты на вооружение алхимиками, которые, сохранив их форму, придали им новый смысл. Алхимики использовали фигуру Христа или изображения Страстей в собственных профессиональных целях. Всем знакомые образы позволяли им скрыть свои знания от профанов и одновременно помогали запечатлеть в памяти все этапы и нюансы алхимического процесса. Так появились, пожалуй, самые необычные образы в христианском искусстве. К примеру, Христа изображали повешенным, с нимбом из алхимической посуды, в виде двухголового андрогина или даже трехглавого монстра. Лекция расскажет о том, как алхимические эксперименты обосновывались религией, а алхимия стала чем-то средним между наукой, культом и искусством.

Кто?

Сергей Зотов, культурный антрополог, филолог, член Платоновского философского общества, сотрудник лаборатории культурной антропологии, член Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма.

Стоимость — 400р.

записаться и оплатить на месте

Сообщите нам, что придете


Перейти к заказу билетов

Комментарии

Иван

Здравствуйте. Я не мог посетить лекцию №4 «Алхимические святые», что проходила 11 октября. Возможно её как-то прослушать в записи?

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*