По средам в 19-30 — курс
Мифы народов мира


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

myth1_1

Данная программа рассчитана не только и не столько на популяризацию существующих представлений о мифологии разных народов, а в первую очередь — на формирование понимания корней происхождения мифов и механизмов мифологизации в современном мире. Например, слушатель узнает, существовала ли в действительности Атлантида, был ли на самом деле Всемирный Потоп и осмыслить фактические тому подтверждения; поймет, стоит ли признавать ли реальность великих цивилизаций – предшественниц современной; осознает, чем являются по сути магия, сверхспособности, паранормальные явления и многое другое.

1. Что такое миф и зачем он нам нужен сегодня? — 17 сентября в 19-30

Обычно само слово «миф» ассоциируется со стариной. Между тем, для того, чтобы понять, что он собой представляет, необходимо учитывать, по крайней мере, три обстоятельства.

Первое – символичность мифа, в силу которой он несет в себе общую идею в образе живого существа, которое бесконечно по своим возможностям.

Второе – функциональная связь мифа с осмысливаемыми в нем событиями, явлениями и т.п., которая не означает ни срастания с ними, ни прямого отображения.

Третье – отличие восприятия мифа в архаической культуре, когда он обладает реальностью бытия, от современной, где он представляет собой историю эмпирического становления личности и социума.

Диалектический подход к происхождению мифов означает рассмотрение их как модифицированные рассказы о реальных исторических фактах и людях; повествовательное выражение конфликтов природного характера; иносказательное представление философских, религиозных или моральных идей. В связи с утратой сакрального значения мифов в современном восприятии остается лишь профанный их смысл, то есть они приобретают линейный характер значений.

Миф есть  система символов, которые здесь представляют собой взаимодействующие элементы структурированного комплекса. Эта система обладает целостностью и делимостью, определенным образом организована и образует новое смысловое качество благодаря  взаимосвязям своих элементов (символов). За пределами конкретной системы (мифа) символы могут формировать новые связи и соответственно — иные системы (мифы), но в пределах конкретного мифа сила связей символов больше, чем мощность связей этих же символов с внешней социомифологической средой.

 

2. Архаические догосударственные мифологии в географическом аспекте (Африка, Океания, Австралия и Новая Зеландия, Сибирь и Дальний Восток) и социокультурном (шаманизм, колдовство, магия, система обожествления предков). — 24 сентября в 19-30

myth2_1

Догосударственные мифологии интересны тем, что представляют собой мечты о государстве и социальной организации, а также формируют образ идеального человека, который редко совпадает с современными взглядами. Например, идеальный жених у ряда африканских племен должен был подарить невесте максимальное количество голов, отрубленных у врагов.

Шаманские и колдовские представления отражают связь с космическими и природными объектами и явлениями как мыслящими живыми существами. Эта связь обладает свойством превращения человека в любой такой объект или явление и наоборот – их очеловечивание.

myth2

Предки в мифах нередко являются покровителями племен и народностей, могут выступать как некие табуизированные животные (медведь, тигр, волк и т.д.) и являться образцом для подражания характерным повадкам.

3. Древнеегипетская мифология как система в ее развитии. Разнообразие верований, типология образов. — 1 октября в 19-30

egipt4

Общепринятые, в частности, школьные представления о древнеегипетской мифологии слабо соответствуют ей как таковой. Они основаны, как ни странно, на позициях, сформированных древними греками, которые, как известно, не владели системой иероглифической письменности. Например, бог Сет – «главный злодей» был высшим богом бедуинских племен, входивших в состав Древнего Египта. «Добрая» богиня Иcида во многих древнеегипетских текстах является убийцей собственного супруга.

В ряде мифов Верхнего Египта высшими богами – создателями Вселенной выступают шесть змей и шесть лягушек. Кроме того, существует не менее десятка других божественных пантеонов.

 

4. Мифология хеттов и хурритов как связующее звено с культурами Египта, Малой Азии, Кавказа. — 8 октября в 19-30

myth4

Многие современные обычаи и обряды всех народов Кавказа восходят корнями к временам Древнего Египта, т.е. Хеттской империи, в которую входили предки этих народов. Пантеон хеттов называли пантеоном десяти тысяч богов, потому что боги всех народов, входивших в состав этой империи, принимались высшей властью, которая соединяла в себе и светские, и религиозные полномочия.

Любопытно, что многие современные представления славян находят свои аналоги в хеттской мифологии (например, о небесном и земном пчельнике). Практически совпадают также сакральные напитки (такие, как квас, пиво, медовуха).

myth4_1

Хурриты – один из народов Хеттской империи – являлись прямыми предками еврейского народа, который перенес впоследствии в Ветхий Завет многие хурритские мифологические представления, например, имя бога Яхве.

Тема 5. Шумерская, вавилонская и ассирийская мифологии как протоисточник части библейских текстов.

myth7

Древнейшие мифы о создании Вселенной из тела богини Тиамат нашли определенное отражение в библейских текстах о создании мира. То же можно сказать и относительно мифа о Всемирном потопе. Мифологический сюжет о спускании царя Гильгамеша в мир мертвых в некоторых деталях напоминает апокрифические раннехристианские сказания о нисхождении Иисуса Христа в ад.

Можно утверждать, что в шумерской, вавилонской и ассирийской мифологиях присутствуют некоторые черты, присущие представлениям и традициям Древнего Египта и Хеттского царства, а также имеются  неожиданные параллели в русском и славянском фольклоре.

Тема 6. Древнеиндийская мифология: ведизм, брахманизм, индуизм. Древнейшие мифологические эпосы Индии: Рамаяна и Махабхарата.

myth8

В величайших индоевропейских эпосах и ведийских сказаниях содержится  древнейшая мифологизированная история индоарийцев. Из этих текстов произошли корни многих гуманитарных морально-этических принципов современного мира, в том числе, христианские.

Войско бога Рамы как инкарнации Вишну составляли люди-обезьяны и люди-медведи как самые близкие к небожителям существа. Его противнику, демону Равване, простоявшему десять тысяч лет в огне и отрубившему девять из десяти своих голов, прислуживали многие высшие боги, почитая его аскетизм как священный.

Принципиально, что в мифологии речь идет о солнечной Индии (арийской, северной) и драведийской (лунной, южной и цейлонской). Противостояние Севера и Юга, так же, как женского и мужского нача,л характерно и для многих современных государственных и этнических образований.

Тема 7. Персидско – таджикская мифология: «Авеста», «Шахнаме», «Сад птиц» и др.

myth9

«Авеста» может рассматриваться как древнейшее индоевропейское религиозно-этическое учение, из которого ранние христиане и мусульмане почерпнули многие морально-этические нормы. Примечательно, что близ столицы современного Азербайджана находится зороастрийский Храм вечного огня.

Сюжет русской былины о битве Ильи Муромца с его сыном Сокольником совпадет с таким же мотивом боя Рустама и Сухраба в «Шахнаме». В этом сюжете речь идет не просто о сражении отца и сына, а отражение идеи борьбы старого и нового, смены эпох и культур, поколений. Любопытно, что старорусские сказания о чудесных птицах Сирин, Алконост, Гамаюн тоже имеют практически полные аналоги в персидской мифологии.

Дальнейшие темы: 

8. Мифология Древней Японии, страны Ямато и страны айнов. Живое и разумное в природе (деревья, долины, воды, животные и т.д.).

9. Мифология Древнего Китая. Полузмеи и полулюди как создатели Вселенной. Фуси и Нюйва, Паньгу.

10. Мифология Мезоамерики: инки, майя, ацтеки.

11. Мифология Южной и Северной Америки. Древнейшие тотемические верования. Вуду.

12. Древнегреческая мифология. «Илиада» и «Одиссея» Гомера и других авторов.

13. Древнеримская и древнеэтрусская мифологии. «Энеида» Вергилия, сочинения Юлия Цезаря, Цицерона и т.д.

14. Мифология древних скандинавов и германцев. «Старшая Эдда».  «Младшая Эдда» — «Круг Земли» Снорри Снуорсона.

15. Кельтская мифология, ее уникальность и влияние на современную культуру Франции, Ирландии, Шотландии, Уэльса.

16. Внехристианская мифология Средневековой Европы. Феи, эльфы, гоблины, тролли и другие мифологические существа.

17. Мифология народов Кавказа и Средней Азии. «Нарты», «Гэсэр», «Манас» и другие мифологические эпосы.

18. Древнеславянская и древнерусская мифология. Обряды, обычаи, магия.

19. Связь мифа и сказки.

20. Причины возникновения мифологий. Современные мифы.

21. Миф и символ.

22. Женщина в мифологии. Причины притягательности женского образа для мифических драконов и змеев.

23. Использование мифологии в повседневности и прогнозировании перспектив индивидуального будущего.

24. Техника безопасности в мифологической магии. Принцип «не навреди».

Лектор — Наговицын Алексей Евгеньевич, доктор философских наук (2003, Теория и история, 24.00.01), кандидат психологических наук (1998, Педагогическая психология, 19.00.07). Член президиума Международного сообщества сказкотерапевтов, член Союза писателей Москвы. Автор 14 научных книг, в т.ч. по истории культуры и религии славян, хеттов, этрусков, теории мифов и т.д. Педагогический стаж более 15 лет. Награжден ЮНЕСКО медалью Альберта Швейцера.

Стоимость посещения одной лекции — 400р.

Сообщите нам, что придете

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*