Лектор:

Яна Певень - искусствовед, преподаватель, сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Лекция 1. Импрессионизм.  Предшественники и основные принципы направления. Барбизонская школа и Эдуар Мане. 10 августа 19-30

monet

Художники, взглянувшие на мир по-новому и своим ви́дением его изменившие. Барбизонцы, которые вышли со своими палитрами на пленэр и открыли современникам неяркую и переменчивую красоту французской природы. Эдуар Мане, в живописи которого следует искать истоки современного искусства. Он не имел в своей натуре ничего революционного, жаждал официального признания, почитал старых мастеров, но вопреки собственному желанию оказался признанным главой кружка гонимых художников. Именно в его творчестве воплощались конец одной эпохи и начало другой, именно ему суждено было отвергнуть казавшиеся незыблемыми приемы и вкусы. Новые представления об объективности в искусстве долго искали признания, демонстрировались на ставшими легендарными выставках и обрели случайное, но точное имя — импрессионизм. Об истории сообщества, о единстве и непохожести художников, о влиянии течения на изменение основных параметров станковой живописи и его значении для формирования новых течений.

Лекция 2. Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар. — 17 августа в 19-30

monet

По пути, проложенному барбизонцами и Эдуаром Мане, пойдут многие, но крупнейшим мастером нового течения — импрессионизма — признан Клод Моне. Не случайно именно его кисти принадлежит работа, давшая название всему течению. Его творчество — это целая эпоха, он первым сформулировал принципы новой школы, разработал характерную живописную технику, однако его эксперименты с фактурой, цветом и светом послужили также отправной точкой для развития уже абстрактного искусства. Его друг Пьер Огюст Ренуар начинал с росписи фарфора и вееров, преклонялся перед старыми мастерами, но стал одним из ведущих художников нового направления. Одним из первых завоевавший признание, он раньше других начал менять свою манеру, «дошёл до конца импрессионизма», но вернулся, привнеся в него дух классического искусства. Его пейзажи, жанровые сценки и портреты навсегда закрепили за ним звание «художника радости».

Лекция 3. Лирический импрессионизм: Камиль Писсарро и Альфред Сислей. Эдгар Дега и его последователи. —  24 августа в 19-30

pisar

Пейзажи имрессионизма — это не только Моне, но и «самый крестьянский» из импрессионистов Камиль Писсарро и «художник небес» Альфред Сислей. Писсарро, выросший вдали от Франции, прославил ее природу и виды Парижа, единственный участвовал во всех выставках объединения, всегда был открыт новому и сам показывал дорогу следующему поколению. Сислей, англичанин по рождению, также отдал свое дарование Франции и, найдя свой путь, следовал ему до конца.
Лица импрессионизма — это не только портреты Ренуара, но и лиричные сцены Берты Моризо и гребцы Гюстава Кайботта. И невозможно представить историю этого течения без скачек, балерин и обнаженных Эдгара Дега. Активнейший участник почти всех выставок импрессионистов, он был далек от многих принципов этого течения, предпочитал рисунок цвету и почти никогда не писал с натуры. Но следование классическим канонам он променял на свободной выражение чувств и эмоций, и его яркий талант заставлял оживать масло и пастель, глину и воск.

Лекция 4. Поль Сезанн —  31 августа в 19-30
cezanne
«Вот уже несколько поколений живописцев вскормлены тремя яблоками Сезанна», –  так говорил в начале ХХ века немецкий художник Георг Гросс. Значение живописи Поля Сезанна несомненно, в его творчестве следует искать истоки современного искусства. Творчество великого художника будет показано в развитии, проанализированы его истоки, дана характеристика раннего и «импрессионистического» периода в его живописи. Речь пойдет и о жанровом многообразии его творческой зрелости, о характере живописных задач, решаемых в рамках каждого из жанров, принципах построения живописного пространства, параллельного реальной действительности.
Лекция 5. Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог —  7 сентября в 19-30
vangogh
«Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка.» Начало творческого пути в родной Голландии, темные краски и социальные темы. Приезд в Париж, параллельное усвоение импрессионизма, неоимпрессионизма, японского искусства, сложение неповторимого зрелого стиля. Мечты о «мастерской юга», переезд в Арль, где он найдет свой цвет и свои темы. Где случится трагедия, но поиски продолжатся, увенчавшись созданием новых шедевров. И Овер, ставший последним пристанищем художника. Искавший самовыражения во всем, могучий и настоящий, он творил не более десяти лет, но оставил свое имя в веках.

Лекция 6. Постимпрессионизм. Поль Гоген и группа «Наби»  —  14 сентября в 19-30 

gauguin

Поль Гоген, бунтарь и прагматик. Менявший профессии и страны, взгляды и творческие методы, но всегда верный себе. Участие в выставках импрессионистов, но постоянный поиск своей манеры. Бретань, где обнажилось символистское начало его искусства, а сам он стал главой понт-авенской школы. Таити, где он ищет свой рай и находит новые смыслы в экзотической первозданности действительности.

И вдохновленные его творчеством «набиды», художники-«пророки». Без единого стиля, с одной только целью — стремлением к синтезу. Объединенные в группу, они были вольны идти своим собственным путем. Камерные бытовые сценки «интимистов» Пьера Боннара и Эдуара Вюйара, поэтичные мифы Мориса Дени, острая современность Феликса Валлотона. Они упрощали и усложняли, заимствовали и развивали. И всегда помнили, что «в красоте произведения содержится всё».

Лекция 7. Постимпрессионизм. Анри де Тулуз-Лотрек  —  21 сентября в 19-30 
Lautrec

Марселла Лендер танцующая болеро в кабаре Шильперик, 1895

«Если бы я был здоров, мне никогда бы не стать художником.» Анри де Тулуз-Лотрек, аристократ и калека, живший вне светских условностей, живописец парижской богемы и «полусвета». Художник, обвиняемый современниками в цинизме и непристойности — и воспеваемый потомками за смелость композиций и экспрессию, блистательную декоративность и вместе с тем беспощадный анализ жизни и человека. Сочетание крайне характерной творческой манеры и специфики выбора и трактовки образов современной городской жизни в его искусстве ставит его в один ряд с самыми выдающимися художниками постимпрессионизма.
Лекция 8. Импрессионизм вне Франции  —  28 сентября в 19-30 
impress_usa
Импрессионизм прочно и заслуженно ассоциируется с Францией. Французское слово impression, французские имена Моне, Ренуара, Писсарро и других, Париж как центр притяжения. Но импрессионизм был шире границ Франции, и искушение им испытали многие. Американцы Джеймс Уистлер, Мэри Кэссет, Джон Сарджент, англичанин Уолтер Сиккерт, немец Макс Либерман, итальянец Джованни Болдини и группа маккьяйоли,
неоимпрессионисты в Бельгии. Родные и знакомые Илья Репин, Василий Поленов, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Константин Коровин. Не все остались ему верны, но особенная манера каждого без него бы не сложилась. О тех, кто вынес идеи импрессионизма из Франции дальше, насытив искусство своих родных стран новыми темами и манерой.

Лектор:

Яна Певень - искусствовед, преподаватель, сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

Стоимость:

Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума 

Оплатить сейчас 400р. —
Имя:
email:
Robokassa

или оплатить на месте

Запись:

Сообщите нам, что придете
Tagged with:
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>