fbpx


с 1 по 22 ноября 2012 — выставка Ольги Хабаровой «Скромное обаяние цианотипии»

Цианотипия в настоящий момент является самым распространенным видом  альтернативных техник фотопечати.
Изобретена она была  Джоном Гершелем в 1842 году, то есть в текущем году исполняется 160 ле со дня ее изобретения.
Сэр Джон Фредерик Вильям Гершель (John Frederick William Herschel, 1792-1871) — один из самых почитаемых английских ученых XIX века. Его интересы были весьма разноплановы, он проводил исследования в области физики и химии, его двухтомный труд «Очерки астрономии» сыграл важную роль в распространении астрономических знаний во всем мире. Велики заслуги Гершеля и в области фотографии — если бы не его разносторонность он вполне бы мог изобрести фотографию на 10-20 лет раньше Дагера и Тальбота. Именно он подсказал Тальботу идею использования гипосульфита в фотографии. Эта методика была сразу же перенята Тальботом, а несколько позднее и Дагером.
Другим, может быть не менее важным, открытием Гершеля был процесс цианотипии. Ученный первым обнаружил чувствительность к свету солей железа и в июне 1842 года прочитал в Королевском обществе доклад «О действии лучей солнечного спектра на растительные красители, а также о некоторых новых фотографических процессах». С помощью цианотипии была напечатана первая в мире иллюстрированная фотографиями научная работа.
Вклад Джона Гершеля в изобретение и дальнейшее развитие фотографии огромен. Но даже если бы он не сделал ни одного открытия и изобретения в этой области, его имя все равно навсегда осталось бы в истории фотографии — именно он обогатил человеческую речь такими словами как «Фотография», «Негатив», «Позитив» и «Снимок» («Snapshot»).
Для своих цианотипий Гершель покрывал бумагу растворами хлорида железа (или лимоннокислого аммиачного железа) и красной кровяной соли. После экспозиции покрытой светочувствительным раствором бумаги на солнечном свету он получал темно-синее негативное изображение, т.е. засвеченные участки становились темно-синими, а незасвеченные — светлыми пропорционально количеству полученного света.
Как и при традиционной черно-белой печати,  цианотипия позволяет получить  и жесткое контрастное изображение, и мягкое, с нежными светлыми полутонами. Процесс очень пластичный и простой. Он может быть изменен и доработан творческим воображением самого фотографа. Из преимуществ процесса— возможность наносить изображение на самые разнообразные поверхности, а также — что немаловажно — одностадийность процесса — после экспозиции фотоматериала нужно только промыть его водой и просушить. Сочетание изображения с фактурой придает фотографии новое звучание, а особенности этого ручного процесса печати делают каждый отпечаток неповторимым.
В книге «Фотографический антикварный авангард» Lyle Rexer пишет: «Цианотипия продолжает использоваться художниками именно благодаря тому, что она воплощает в себе противоречие между информацией и выразительностью, между документальностью и метафоричностью, откровенной технологичностью и чистым искусством, — противоречие которое лежит в сердце фотографии»
Мне посчастливилось побывать в некоторых местах, связанных с именами Гершеля и других изобретателей и пионеров фотографии. Я  сняла и напечатала в цианотипной технике подборку на эту тему . Несколько снимков из этой серии, названной «ХХI—IХХ» можно  увидеть на этой небольшой экспозиции. А остальные работы— снимки в разных жанрах, призванные показать, что эта техника не только своеобразна, но вполне разнообразна,  обаятельна и выразительна.

 

Ольга Хабарова

«…Я фотограф со стажем, снимаю, преподаю, занимаюсь выставками и конкурсами детской и юношеской фотографии как член жюри , член художественного совета творческого союза «ФОТОИСКУССТВО».  В последнее время также занимаюсь дизайном и изготовлением текстильных изделий с принтами, выполненными методом цианотипии.»