Искусство китайской (и японской) каллиграфии, несмотря на растущую популярность за пределами ареала своего возникновения, пока ещё остаётся вещью экзотической и непривычной. Написание чуждых нашей кириллице непонятных знаков при помощи специальных кистей и специальной туши, да ещё на особого рода бумаге. Всё не как у людей. По крайней мере, не как у наших людей.
Меня часто спрашивают: зачем нужна каллиграфия? Зачем этим заниматься? Какой в этом смысл? Есть ли в этом какая-то особая непостижимая восточная философия?
Ответов на эти вопросы у меня нет, не было, и, надеюсь, не будет. Потому что подобными вопросами я никогда не задавался. Мне кажется, такие вопросы просто свидетельствуют о недоумении человека, столкнувшегося с чем-то совершенно для себя непривычным.
Практически непривычным, в обычной жизни не встречающимся. Наверное, вопросов типа «зачем играть на рояле», или даже из более регионально близкой области – «зачем играть на китайском цине» или «зачем заниматься айкидо или ушу» задают гораздо меньше. В айкидо есть практический смысл, в занятиях музыкой – своё удовольствие.
Всё это есть и в восточной каллиграфии. И на эстетическом, и на телесном (физиологическом) уровне. Причём, возможно это удивит непосвященных, физиологического, телесного, двигательного, ритмически-музыкального в каллиграфии гораздо больше, чем изобразительного. Но понимание всех этих особенностей через чьи-то слова практически невозможно – это всё равно, что читать учебник по балету.
Монах в даосском храме Тайцингун, г. Шэньян, 2007. Фото — А.Беляев.
Поэтому и отвечать словами на вышеупомянутые вопросы я не вижу смысла. Знакомство, приобщение, постижение и, в перспективе, понимание сути процесса происходит только через практику самого процесса. Стоит заняться, и все вопросы отпадут сами собой.
Ладно, можно ответить, как в анекдоте, что, во-первых, это красиво. Во-вторых, полезно для здоровья (чистая правда), развивает различные стороны чувств и участки мозга, не задействованные в обычной жизни, способствует расслаблению и нервному успокоению (тут, правда, у кого как – сравним с вязанием на спицах: нужен особый темперамент).
Разумеется, занятие это специфическое и, честно говоря, довольно занудное, требующее большого внимания, сосредоточенности и в то же время предельной расслабленности, внутренней раскрепощённости, открытости сознания к восприятию нового и непривычного. Дальневосточная каллиграфия – это сложный комплекс упражнений и «внутренних практик» (не очень понятное словосочетание, ну и пускай), в пределе охватывающий все стороны человеческой личности. В идеале это и гимнастика, основанная на дыхании, и музыка, и живопись, и работа с текстом, и погружение в китайскую древнюю письменную культуру, и проявление своих личных черт характера и темперамента, и совершенствование образования, культурного и нравственного уровня…
но сколько ни перечисляй, яснее не становится.
Кого-то это занятие завораживает сразу, кому требуется время на то, чтобы «въехать». Можно заниматься фанатично каждый день, можно изредка, в качестве хобби, можно просто любоваться работами признанных классиков, листая альбомы или репродукции в Интернете. В любом случае, как сказано в «И-цзине», хулы не будет.
Александр Беляев