fbpx


История и религиозная культура: Буддизм


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Этот курс проходил в 2013 году. Возможно, мы проведем его еще раз. Оставайтесь с нами

bud5
1. Как появилась философия в Индии
Сакральные тексты Древней Индии. Понятия и представления ведийского времени, породившие философские размышления, рефлексию, споры. Мудрецы — составители Упанишад, их основные темы. Шраманский период — невероятное (с точки зрения интенсивности работы мысли) время. Шраманские учителя — отшельники, их философские идеи и практики. Адживики, джайны, буддисты, материалисты, агностики и другие  свидетели древнеиндийской философской традиции. Долгий путь индийской философии, ее уникальное место в истории мысли.

bud1

2. Будда как философ
Оригинальность буддийской философии и их очевидное харизматическое авторство. Фигура основателя буддизма и его жизненный путь: как увидеть человека сквозь мифологическое повествование? «Благородные истины» или «Истины благородных»: какая антропология следует из фундаментальных положений буддизма? Благородное молчание Будды: почему основатель буддизма не любил метафизические представления? Проповедь о знаке (лакшана) отсутствия «я» (анатма): как это можно понять на фоне всеобщих представлений о жизни «я» после смерти? Учение о дхармах: философское прозрение или в высшей степени сложные спекулятивные построения? Будда и Людвиг Витгенштейн. Роль философии в буддизме.

3. Ранний исторический буддизм: философские загадки
Будда и созданная им монашеская община (сангха). Создал ли Будда буддизм? Палийская Махапаринирвана-сутра: что можно из нее понять о дальнейшем развитии буддизма? Плюрализм ранних буддийских общин. Секты и школы раннего буддизма, о чем они спорили между собой? Разные, а порой и противоположные ответы различных школ буддизма на одни и те же вопросы. Покинул ли Будда сансару навсегда? Школа локоттаравада и гигантские фигуры будд, высеченные в скалах. Образы архата и бодхисаттвы. Школа махасангхика. Дхармовая природа реальности в интерпретации различных школ раннего буддизма. Школа Сарвастивада: что следует из положения о том, что «дхармы прошлого, настоящего и будущего одинаково реальны»? Философские вершины буддизма.
bud3
4. Система образования в буддийском монастыре
Какова роль монашества в буддизме? Образование буддийской монашеской общины- сангхи. Виная-питака (первый раздел канона) и Пратимокша- свод правил для монахов. Мужские и женские монастыри, различия в образе жизни и предписаниях для бхикшу и бхикшуни (монахов и монахинь). Чему учили в буддийском монастыре? Наланда- первый университет мира. Философия образования в буддизме. Медицинские знания и медицинское образование в буддизме. Устройство тибетских монастырей и система монастырского образования. Чему обучают на тантрическом факультете? Роль медитационных практик в жизни монахов.
5. Причинность и карма в буддизме
Учение о причинности и карме в Древней Индии. Переосмысление понятия кармы, а также ее действенности, в связи с религиозно-философскими поисками лесных аскетов-философов в VI-IV веках д.н.э. Буддийское понятие кармы: её движущая сила — четана (ментальный импульс, побуждение). Таким образом, истоки кармы в уме и психике. Как можно понимать сюжет о буддийском старце, убивавшем живых существ, но не ведавшем об этом (Комментарий 1 к «Парным строфам» Дхаммапады)? Буддийская теория причинности: Закон зависимого происхождения (Пратитья самутпада) его значение, элементы и символы. Виды и типология кармы.
5. Буддийская этика
Сложность понимания этики в буддизме. Отличие этических моделей в развитых культурах. Идеалы и ценности буддизма. «Водою Будды не смывают скверну». Неблагие и благие пути деятельности. Этические ценности мирян и монахов. Панча-шила — 5 обетов мирянина, что они означают. Сигаловада сутра — прекрасный текст об этике мирянина. Женщина в буддизме. Семейная и сексуальная этика. Вегетарианство в буддизме. Диспут про «сукара-маддаву». Сострадание как высшая этическая ценность буддизма. Этика бодхисаттвы. Алмазная колесница: этика тантрического буддизма.6.
6. Буддийская антропология
Учение о человеке в добуддийскую эпоху, в джайнизме и у адживиков. 4 истины благородных: откуда в буддизме деление на «благородных» и «обычных» людей? Учение о сознании в буддизме. 6 миров живых существ и человек как разновидность сознания: что из этого следует? Категория «благородной личности». Три семейства Благородных личностей: будды, пратьекабудды и шраваки. Типы благородной личности: «вступивший в поток», «однажды возвращающийся», «архат». Если Будда не человек, и не Бог, то кто он? Пратьека-будды: путь носорога. Благие корни и пути деятельности. Человеческая форма существования относительно других форм рождения.

7. Мир как дом и место страдания живых существ: пространство и время сансары в буддийском учении

Учение о мире в Древней Индии до появления буддизма. Откуда в индийской космологии идея цикличности? «Молчание Будды» по поводу метафизических представлений. Буддизм об устройстве космоса. Нетеистичность буддизма: нет божественной личности, несущей ответственность за мир. Сакральная география буддизма. Три мира буддийской космологии: кама-дхату (сфера страстей), рупа-дхату (сфера форм) и арупа-дхату (сфера не-форм). 6 миров живых существ и особенности их жизни. Виды мучения нараков, разновидности божественных миров. Время в буддизме, история развертывания миров и их разрушения.

8. Традиционный буддизм (традиция тхеравады)

Ранний буддизм, генезис буддийской общины, появление традиции стхавиравады. Священные тексты буддизма (Палийский канон): как понимать их сакральность в связи с приоритетом личного опыта над внешним авторитетом («Будьте светильниками сами себе»)? Почему возник прецедент защиты канона текстов буддизма? Идеалы буддизма тхеравады. Кто такой архат? Виды архатов. Взгляд на мир и человека. Статус Будды в традиции Тхеравады? Почему название «хинаяна» не правильно? Распространение тхеравады в странах Юго-Восточной Азии. 6 соборов буддизма.

9. Великая колесница: буддизм махаяны

Ранняя буддийская община (сангха) и ее разделение. Как получилось, что произошло несогласие взглядов на мир, человека и роль Будды в раннем буддизме? Махасангхика. Переосмысление роли архата. Образ бодхисатвы как история жизней Будды до последнего рождения. Трансформация образа бодхисатвы. Великое сострадание как высший этический идеал буддизма махаяны. История бодхисатвы Авалокитешвары. Нагарджуна и его философия. Мадхъямака как философская парадигма махаяны. Дальнейшее развитие буддизма махаяны.

10. Практика работы с психикой и сознанием в ранних буддийских текстах

Если буддизм о чем-то, то о сознании. Понимание сознания «обычного человека» в буддизме и степень его омраченности. Преодоление неведения- с помощью практики и дисциплины. Восьмеричный  путь и роль психопрактики в нем. Что означает «Правильное памятование (обратное воспоминание)»? Дхъяны, самадхи, что это? Что узнал о дхъянах Будда у своих учителей? Дхъяны в буддизме. Анупада-сутта: разные состояния сознания, рассматриваемые одно за другим в последовательности их возникновения в четырех дхьянах и пяти трансцендентальных сферах. Развитие практик работы с сознанием и психикой в буддизме. Випассана и шаматха.

Лектор —  Сергей Щербак. Культуролог, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института. Ведущий философского клуба «Восточные вопросы».
Этот курс проходил в 2013 году. Возможно, мы проведем его еще раз. Оставайтесь с нами
Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*