Этот курс расскажет о различных направлениях и идеологиях, формировавшихся в культуре на протяжении ХХ века, а еще о том, какие важные теории и идеи оказывают на нас влияние и каким образом. Как язык формирует нашу реальность? Что больше влияет на человека — врожденные или приобретенные качества? Как живет мир после крушения великих колониальных империй? Что мы можем почерпнуть из популярных блокбастеров? Почему мы боимся людей, которые чем-то от нас отличаются? Как мы становимся субъектами и объектами власти?
Мы обсудим эти и многие другие актуальные дискуссионные вопросы, зададим новые и, возможно, ответим даже на них. Попутно познакомимся со взглядами ключевых мыслителей ХХ века и затронем их основные тексты и манифесты. Цель курса — продемонстрировать разнообразие мнений и позиций, формирующих наше культурное поле.
Курс будет интересен тем, кто хочет познакомиться со сложными идеями в легкой и увлекательной форме, через призму художественной литературы, классических фильмов и современного искусства.
30 мая в 19-30 — Образ «другого» — почему мы боимся тех, кто от нас отличается?
Первая лекция посвящена важному понятию в философии и культуре XX века — понятию «Другого». Это понятие широко анализировалось мыслителями на протяжении веков. Мы рассмотрим его с нескольких точек зрения: психоанализа, диалогизма, маргинализации, феминизма, этнографии, мультикультурализма, экзистенциализма. Поговорим о том, как формируется представление о другом в социуме, как это влияет на взаимодействие между людьми и к каким последствиям приводит.
Кейсы и литература:
Книги:
Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто»
Ж. Лакан — лекция о «стадии зеркала»
М. Фуко «История безумия в классическую эпоху»
Дж. Батлер «Гендерное беспокойство»
К. Леви-Стросс «Узнавать других»
Фильмы:
«Что-то не так с Кевином» (2011, режиссер Л. Рэмси)
«Подглядывающий» (1960, режиссер Майкл Пауэлл)
«Форма воды» (2017, режиссер Г. дель Торо)
6 июня в 19-30 — Постколониализм. Как живет мир после крушения великих империй?
На втором занятии обсудим ситуацию, которая сложилась в мире после разрушения колониальной системы. Как это происходило? Какие проблемы решились, а какие появились? Какую мультикультурную политику выбирают те или иные страны? Как расовая репрезентация отражается в кинематографе, сериалах и поп-культуре? Чего ждать от противостояния Запада и Востока?
Кейсы:
Теоретики постколониализма: Эдвард Саид и его «Ориентология», Хоми Бхабха, Гаятри Спивак
Гордон Грей «Кино. Визуальная антропология»
Национальные кинематографы и литературы: Нолливуд
«Черная Пантера» — первый несубкультурный черный блокбастер
Исламский вандализм на Ближнем Востоке
13 июня в 19-30 Язык силы: как система знаков влияет на нашу реальность?
Эта лекция посвящена «языку» в широком смысле, то есть любой системе знаков. Мы проследим развитие науки о знаковых системах — семиотики, поговорим о типах знаков, о том, что такое структурная лингвистика и какое влияние она оказала на развитие культуры. Разберем, чем отличаются и в чем схожи понятия «знака» и «символа». Поговорим о языках танца, кино, дизайна и других коммуникативных систем внутри культуры. Разберем, как общественные процессы влияют на языковые, и наоборот.
Литература:
Ч. С. Пирс «Рассуждение и логика вещей» (теория знаков)
Ф. де Соссюр «Курс общей лингвистики»
Семиотика кино и понятие кинематографического кода (У. Эко, Р. Барт, К. Метц, Ю. Лотман)
Р. Козеллек «Социальная история и история понятий»
Нельсон Гудмен «Языки искусства»
Ю. Цивьян «Историческая рецепция кино»
Кейсы:
Важность феминитивов
«Гори, моя звезда» (1969, режиссер А. Митта) — о формировании языка немого кино
Закрытость национальных языков, мертвые языки и искусственные языки
27 июня в 19-30 — Искусство видеть: как менялся взгляд на произведения искусства на протяжении ХХ века?
В данной лекции поговорим об изменениях в оценке и интерпретации искусства в работах философов, искусствоведов и культурологов, а также самих художников. Проследим развитие мира искусства начиная с эпохи авангарда и до современной «новой искренности». Обсудим, как именно можно рассматривать произведения искусства, как строение глаза влияет на наше восприятие изображений и как в предметах искусства взаимодействуют материальное и нематериальное. Поговорим о том, как изменились каналы распространения искусства, как расширился круг воспринимающих и, в связи с этим, изменилось отношение к искусству как таковому.
Кейсы:
Литература (помимо перечисленных авторов):
Ж. Диди-Юберман «То, что мы видим, и то, что смотрит на нас»
С. Альперс «Искусство описания: Голландская живопись в XIX веке»
Р. Барт «О театре»
Э. Панофски «История искусства как гуманитарная дисциплина»
Р. Уоллхейм «Искусство как объект»
Дж. Дьюи «Искусство как опыт»
4 июля в 19-30 — Глобальная деревня: как работают механизмы культуры в постиндустриальном обществе?
Что изменилось с приходом в нашу жизнь повсеместного технического прогресса? Как воспринимать произведения в эпоху их технической воспроизводимости? Как изменились социальные взаимодействия под влиянием глобализации? Что такое «цифровые гуманитарные науки»? На данной лекции будут затронуты эти и другие вопросы, актуальные для информационной эры, в которую мы недавно вступили.
Список литературы:
В. Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»
М. Маклюэн «Галактика Гуттенберга»
Ф. Киттлер «Оптические медиа»
Р. Барт Camera Lucida
Сборник «Медиа: между магией и технологией»
Т. Мортон «Экология без природы»
Манифест digital humanities
Д. Гобури «Цифровой образ как материальный объект»
11 июля в 19-30 Формы подавления: власть — это они или мы?
Суммируя выводы предыдущих занятий, мы поговорим о том, что объединяет все разобранные ранее темы — о видах власти. Колониальная система, «другой» как враг, доминирование одних теорий над другими (институционализм), формы капитала (социальный, культурный, экономический, интеллектуальный, гендерный и другие), язык как подавление, понятия гегемонии и симулякра, методы пропаганды культуриндустрии — всё это найдет отражение в данной лекции.
Литература:
М. Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы»
П. Бурдьё «Формы капитала»
Р. Барт «Мифологии»
Ж. Бодрийар «Войны в Заливе не было»
А. Грамши «Тюремные тетради»
Кейсы:
«Плутовство (хвост виляет собакой» (1997, режиссер Б. Левинсон)
«Парк наказаний» (1971, режиссер Питер Уоткинс)
«Догвилль» (2003, режиссер Л. Фон Триер)
Анастасия Горбатова — выпускница Школы культурологии НИУ ВШЭ по специальности «Визуальная культура», магистр, специалистка по псевдодокументальному кинематографу.
Переводчица, редактор, преподаватель, автор книг и учебников по современной культуре. Вела лекции о кино и культуре в Школе Родченко, библиотеке Достоевского, на радио «Эхо Москвы» и «Комсомольская правда». Культурологические материалы опубликованы в журналах The Rake, «Русский Экран», на порталах «Газета.ру» и RBTH, в сборнике «Глаза как зеркало: зрение и видение в современной культуре».
Стоимость — 400р.
Здравствуйте, будет ли возможность послушать КУРС «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ: УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ» дистанционно в пунктум клубе?
Здравствуйте, Роман!
Спасибо за интерес к данному курсу, но пока, к сожалению, курс нет возможности пройти дистанционно. Мы работаем сейчас над этой проблемой, возможно, повтор курса уже будет доступен в записи, тогда мы обязательно предоставим об этом информацию. Но на данном этапе, Вы можете только лично посетить лекции.
С уважением, КЦ Пунктум!
Добавить комментарий