fbpx


«Матильда» р. Алексей Учитель 2017 г. Либретто о царе и балерине

История о неравных отношениях любви престолонаследника Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской. Этот фильм уже давно больше, чем просто новая работа Учителя, создается ощущение, что каждый не только слышал о «Матильде», но и успел составить свое мнение о ней до просмотра. Не стоит забывать, что фильм называется именно «Матильда», а не «Николай», именно поэтому история показана с ее стороны, и она в ней брошенная возлюбленная, а не разлучница счастливой пары.

Их отношения похожи на сказку – романтические, трогательные, яркие. Вопреки всем словам и осуждениям со стороны, они верили в любовь и счастливый конец. Невероятные декорации, заново построенный Успенский Собор, для сцены коронации. Богатые, детально выполненные костюмы, от которых захватывает дух. Все это, в купе с очаровательным актерским составом, уносит на сто лет назад во времена правления царей.

Михалина Ольшанская, которая играет Матильду, очень пластичная, обаятельная и очень красивая. В ней нет пошлого и вульгарного, определений, которые приходят в голову при едином взгляде на ее конкурентку по балету, Пьерину Леньяни. До просмотра фильма, героиню Матильды можно было бы назвать расчетливой девушкой, вообразившей себя будущей королевой, но в одной из первых сцен она отвергает ухаживания царя, сразу заявляя – ей не нужны деньги или статус, она пришла покорить его сердце и душу. Она оживляет весь фильм своей улыбкой, заставляя каждого зрителя гадать, все это лишь игра умелой любовницы, или же чувства настолько искренние, что в мире полном осуждения, их приходится скрывать за маской безразличия к дальнейшей их судьбе. Матильда практически идеальна – она безумно живая, изящная, амбициозная и упорная, словно огонек в старомодном балете. В число ее добродетелей нельзя вписать скромность и целомудрие, она радует своей улыбкой многих, однако предана она лишь выбранному избраннику.

Николай (Ларс Айдингер) – неуверенный, вечно метающийся, подавленный авторитетом родителей. Его персонаж на фоне героя Сергея Гармаша, который играет императора Александра III, выглядит слабым. Но он вызывает не жалость и осуждение, а симпатию своей добротой и человечностью.

Сценарий самое слабое место в фильме, в том числе и диалоги. Некоторый сюжетные линии откровенно недожаты и вообще не понятно, зачем они были начаты – инфернальный колдун и Александра Федоровна, просто зачем? Чтобы показать, какая будущая царица недалекая, доверчивая и, видимо, настолько помешанная на Николае, что бегает за кровью своей соперницы, лишь бы заколдовать и убрать ее с дороги?

Это не документальный фильм, и не фильм, основанный на исторических событиях, это художественное произведение, в котором выдуманный персонаж действует согласно логике придуманного сценария. Режиссер затронул острую тему для России, к которой деятели культуры всегда подходили с осторожностью, боясь встать на чью-то сторону и создать общественный конфликт.

«Матильда» — качественно сделанное жанровое кино, достойное восхищения своей изобразительной и музыкальной частью. Абсолютно примитивная история двух влюбленных, которые в силу определенных обстоятельств не могут быть вместе – только двое влюбленных совсем не примитивны: будущий царь и знаменитая балерина. И все-таки, что касается нравственной стороны картины и ее послания к смотрящим, это история о том, что порой долг превыше самой настоящей чистой любви. Вот она причина, по которой, наблюдая за отношениями Ники и Мали, чувствуется не неприязнь к ним, а сочувствие. Поскольку, каким бы нежным и неуверенным не казался Николай Второй рядом с окружающими, в итоге он оказывается достаточно сильным, чтобы поставить долг перед страной и отечеством превыше любимой женщины.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*