fbpx


Цикл лекций «Лики абсурда. Проблема абсурда в литературе конца XIX – первой половины XX вв.»

Одно из наиболее значимых философских направлений европейской мысли первой половины ХХ века – экзистенциализм. Абсурдность существования, отчаяние и страх человека, выбор и воля – вот далеко не полный список вопросов, которые волновали писателей и философов, касавшихся экзистенциальной проблематики. Кто был предтечей экзистенциализма в мировой литературе? Кто его апологеты? Как эти писатели решали вопрос об абсурдности жизни? Об этом пойдёт речь в лекциях Никиты Тимофеева.

Лекция 1. Экзистенциализм по-французски и по-русски: Камю и Толстой — 19 сентября в 19-30

Лауреат Нобелевской премии Альбер Камю – одна из ключевых фигур экзистенциализма. Идея об абсурдности жизни стала лейтмотивом как философских, так и художественных произведений писателя. Традиционно сравнение Камю и Достоевского, однако менее исследована связь французского классика с автором «Войны и мира», которого отчасти можно считать предшественником экзистенциализма. Камю и Толстого объединяет страстное желание противопоставить волю человека хаосу и бессмысленности. По мысли атеиста Камю, следствием отказа смириться с абсурдом становится бунт. Толстой же пытается противопоставить хаосу религиозные смыслы. Оба писателя преодолевали бурю сомнений и противоречий, стремясь доказать необходимость добра, гуманности в этом мире. Каковы же оказались итоги их кризисов и исканий?

Лекция 2. Абсурд обжалованию не подлежит: Кафка и Чехов — 26 сентября в 19-30

В отличие от Толстого и Камю, выдающийся писатель-модернист Франц Кафка утверждает мысль о бесполезности борьбы против абсурдности существования. Беспомощность и обречённость человека – центральная тема в творчестве этого уникального художника, окрашивающая его произведения в предельно мрачные тона. До сих пор мало кто из исследователей рассматривал сходство художественных миров и мировосприятия Кафки и раннего Чехова. Как перекликаются романы и странные новеллы Кафки с такими рассказами русского классика, как «Страхи», «Страх (Рассказ моего приятеля)», «Палата № 6» и другие? Почему Чехов в итоге отошёл от «кафкианского» восприятия жизни?

Лектор — Никита Тимофеев

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*