Цель цикла лекций “Тайная история философии” — по-новому взглянуть на историю европейской философии. Являясь одним из ключевых аспектов истории западной культуры, история философии сопрягается с историей искусства, религии, политической мысли, в недрах философии вызревали новые научные концепции и теории правильного устройства общества. Однако в истории философии есть тема, которая нередко отодвигалась на второй план, выносилась за скобки, хотя она и имеет прямое отношение к самой сущности философии. Речь идёт о учениях, которые в европейской культуре получили название “эзотерических”, т.е. скрытых, внутренних. Впервые это слово встречается в текстах времён поздней Античности применительно к некоторым аспектам учения Пифагора и Аристотеля. Учитывая, что первому также приписывается изобретение самого слова “философия”, а учение второго часто рассматривают как вершину классической античной философской мысли, становится понятно, что история “философии” и “эзотерического” в европейской культуре были неразрывно связаны друг с другом, и связь эта прослеживается от момента зарождения философии до сегодняшнего дня.
“В грады цветущие путь направляю; они же за мною / Следуют все, вопрошая, где к пользе стезя пролегает: / Те прорицаний желают, другие от разных недугов / Слово целебное слышать стремятся, ко мне обращаясь…” (Эмпедокл)
В первой лекции мы поговорим о ранней греческой философии, затронув такие темы как орфизм, философия Пифагора и его последователей, учение Эмпедокла. В центре нашего внимания будет анализ истории постепенного оформления в античной культуре таких понятия как «φιλοσοφος», «μαγος» и «εσωτερικος» и их соотношения друг с другом. Придвигаясь к периоду поздней античности, мы затронем такие сюжеты как философия Платона, Аристотеля и неоплатонизм в их связи с историей философии и эзотерических учений.
“Им и подчиняются подобным образом две практики: физике — механика, метафизике (в точном смысле слова) — магия…” (Ф. Бэкон)
В третьей лекции речь пойдёт о философии позднего Средневековья и раннего Нового времени. Затрагиваются важные понятия философии этого времени такие как “магия”, “оккультные свойства”, в центре внимания — понимание магии как части античного наследия и особой науки в работах этого периода. Во второй лекции мы поговорим о том, как Декарта по ошибке приняли за члена братства розенкрейцеров и почему Бэкона считают связанным с розенкрейцерским движением. Кроме того, мы обсудим лейбницевскую монадологию и ее связь с эзотерическими концепциями XVIII века, а также затронем вопрос о таких фигурах как Беме и Сведенборг.
“…странные знаки и действия, наряду с сопровождающими их бессмысленными словами, которые считались средствами заклинания и сдерживания демонов, представляют собой лишь атрибуты и способы фиксации воли, тем самым акт воли, который должен иметь магическое действие, перестает быть просто желанием и превращается в деяние, получает corpus (как говорит Парацельс)” (А. Шопенгауэр)
Рубеж XVIII — XIX веков принес с собой новые научные, социальные-политические, философские и, конечно, эзотерические идеи. Если работы эзотериков раннего Нового времени, таких как Агриппа, по преимуществу писались в аристотелевских терминах, что отражало особенности философской среды соответствующей эпохи, эзотерические авторы начала ХХ века опираются на принципиально новый круг идей: Канта, Фихте, Гегеля, Шопенгауэра и др. В третьей лекции мы поговорим о том, как П. Д. Успенский и другие эзотерические авторы начала ХХ века взяли на вооружение философию Канта, сестра Анри Бергсона возглавила оккультный орден, а постструктулизм помог развитию магии хаоса.
Ведущий — Станислав Панин — кандидат философских наук
Стоимость лекции — 400р.
Оплатить сейчас — [yk_button sku=»0803171415″ description=»Тайная история философии» price=»400″]
Запись по телефону: +7 910 478 65 54
или через форму ниже:
Добавить комментарий