Задумывались ли вы, почему все дети, в том числе и вы когда-то, постоянно рисуют, каждый день, но как только вырастают, перестают это делать? И от чего все детские рисунки так похожи на рисунки модернистов? Почему дети выпадают часто из окна? И, наконец, почему лучше в отпуск ездить всегда в новые места? Вы думаете, что это никак не связано с искусством, а на самом деле связано напрямую. Мы ответим на эти вопросы, если разберемся, как устроено наше восприятие, и каковы главные тенденции развития изобразительного искусства. Кроме того, станет понятно, почему реализм и гиперреализм в живописи до сих пор так популярен, несмотря на то, что уже давно изобретен фотоаппарат, у каждого в телефоне есть камера, и мы каждый день что-нибудь фотографируем.
Палка Нарцисса или волшебная палочка Нарцисса – синоним палки для «селфи». Является ли «нарциссизм», связанный с отражением в персональном экране-зеркале, расстройством личности? Или это естественная потребность человека новой формации в обновлении своего образа «Я» в виртуальном пространстве? История изобразительного искусства – история эволюции восприятия образа «Я», запечатленная в живописи и скульптуре. Культура проходит те же стадии личностного развития: античный мифологический Нарцисс, антропоцентрические барочные образы Караваджо, Рубенса, Брюллова, романтический герой Уоттерхауза, раздробленный модернистский персонаж Сальвадора Дали и умирающий юноша в современном произведении неакадемизма. Сегодня мы наблюдаем этап перерождения в виртуальную реальность через феномен «селфи». Другой вопрос: не ведет ли симбиоз с персональным экраном к изономии и солипсизму, не смотря на иллюзию «соборности» и публичности интернета?
Проявление безобразного в искусстве в разные эпохи развития культуры существовало как антитеза прекрасному. Греки заложили основание представления о классическом искусстве как о проявлении прекрасного идеала — совершенного пропорционального тела. Христианское искусство углубило понимание прекрасного, как духовного начала, противопоставляя ему начало животное плотское, так оформился образ Дьявола, обрели визуализацию Сатана и его свита. Этот смешанный антично-христианский архетип настолько глубоко укоренился в нашем сознании, что гиперреалистическое воплощение конкретной телесности в скульптуре подчас вызывает у нас шок. Однако современное искусство, начиная еще со времен модернистов, нарочито стремится к визуализации «повседневного безобразного». А путь трансформации образа Дьявола привел к его полному очеловечиванию.
Лектор:
Олеся Строева — кандидат философских наук, ученое звание доцента, должность — профессор кафедры теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, художник, режиссер.
Стоимость — 400р.
Можно оплатить заранее — [rk_button sku=»0509161967″ description=»Философия и искусство: удивительные параллели, необычные интерпретации» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий