Если относиться к коллажу как к техническому приему, заключающемуся в создании живописных произведений путем наклеивания на какую-либо основу различных по фактуре материалов, то история коллажа уходит в далекую древность, примерно в то время, когда изобрели бумагу в Китае. Коллаж использовали и в Средневековой Европе, для украшения соборов и изображений святых.
Однако если рассматривать коллаж как искусство, то его история начинается не во втором веке до нашей эры, а в начале двадцатого, вместе с приходом в искусство модернизма.
Художественная суть коллажа не ограничивается только склеиванием отдельных разнородных элементов в одном произведении. Это, прежде всего, новый взгляд на мир, новый взгляд на искусство – фактурность и объем входят в противоречие с обыденной плоскостью картины.
Это сравнительное новое, бесспорно современное, так как многие художники продолжают творить в этой технике, искусство проникло и в музыку, и в литературу, и в кинематограф, и в театр. В основном благодаря тому, что границ у коллажа еще нет! И в этой безграничности его главная привлекательность.
С Пабло Пикассо и началась история коллажа. Клочки бумаги, газет, обоев, тканей – все эти материалы служили для художника инструментами игры с фактурой и цветом. Считается, что Пикассо стал первым использовать технику коллажа в работах, выполненных маслом. И самыми иллюстративными примерами его мастерства служат портреты, в которых он использовал эту технику. Они неожиданны и удивительны. Мы попробуем также оторваться от принципов классического изображения, чтобы дать волю шестому чувству и создать свою, оригинальную версию портрета ( или автопортрета!), используя приемы Пикассо.
Коллаж позволяет сделать объемнее не только форму, но и наполняющее. Именно поэтому мы создадим портрет в этой технике, ведь, может быть, коллаж поможет открыть новые грани изображаемого человека и даже увидеть то, чего, на первый взгляд, глазами не увидишь!
В творчестве Анри Матисса коллаж занял заметное место. Художник стал основоположником разновидности коллажа – декупажа, приемы которого заключаются в основном в том, чтобы вырезанные или выкроенные детали составить в единое произведение. Матисс работал с цветом и формой, отходя от реалистического изображения, чтобы достичь гармонии, подобно той, что царит в природе. Эта техника незамысловата, но требует чуткого и аккуратного отношения. На этом занятии мы обратим внимание на цвет и простые формы, разберемся с принципами декоративности и подготовим цветные поверхности по вашему желанию. И все для того, чтобы составить собственную композицию из крупных декоративных форм, опираясь на мастерство Матисса и основы декоративного подхода при создании коллажа.
Дадаизм родился как способ самовыражения себя через провокацию, единственно возможный, по мнению приверженцев, метод существования. Один из лозунгов дадаизма гласит: «Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре». И для самовыражения художники дадаисты выбирают коллаж — такой же свободный и, в определенном смысле, беспринципный вид искусства. В творчестве дадаистов он приобретает и другие качества: провокационность и случайность.
Этим качествам мы и попробуем научиться используя методы, свойственные дадаизму: образы из фигур, предметов, лиц, сошедших на холст в виде журнальных вырезок и включение в композицию самых разнообразных предметов быта – ключей, заколок, булавок и т.д. Попробуем на вкус дадаистическую беспорядочность и экстравагантность.
Активное развитие фотографии и агитационного искусства дало толчок для появления фотомонтажа и фотоколлажа. В России знаковыми представителями этого направления коллажа стали Родченко и Лисицкий, а в Германии Баухауз. За счет использования новых форм и техник они стали изобретателями новой выразительности, которую попробуют использовать на занятии и наши ученики в создании плаката, основываясь на принципах построения коллажа великими экспериментаторами и геометрии форм.
Коллаж не замыкается на плоскости, ему нужен выход за пределы картины и этим выходом является объем. Ассамбляж стал особенным направлением в искусстве коллажа: при помощи подручного материала создается новое уникальное пространство. На занятии преподаватель обучит вас принципам построения объема в пространстве на основе работ Луизы Невельсон, а также расскажет почему “ready—made”, как метод выражения художественного через бытовое, так важен в современном искусстве.
Сергей Параджанов, гениальный режиссер, для того, чтобы рассказать свою историю, использовал не только кинематографический метод, но и коллаж. Так почему бы и нам не обратиться к этой функции коллажа как способу повествования, и не рассказать о чем-нибудь своем, используя всевозможные средства, от банальной бумаги и ткани, до собранных в давней поездке ракушек и елочных игрушек?
«Поп — это любовь, так как поп признаёт всё… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная», — говорил представитель поп-арта Роберт Индиана. Поп-арт коллаж похож на рекламу, он привлекает внимание, он молод, остроумен и быстрозабываем. По мотивам работ Роя Лихтенштейна, сделанных из газетных и журнальных вырезок, одного из самых талантливых представителей этого направления, мы предлагаем и вам узнать о законах рекламного плаката и создать что-нибудь такое же дерзкое, молодое и привлекающее внимание.
Современный коллаж не стоит на месте, он развивается и движется дальше. Сегодня ценится индивидуальность автора, его неповторимое «я», его личность, это важно и для такого искусства, как коллаж. Одним из способов выражения собственного «я» является артбук. На наших занятиях вы не только познакомитесь с возможностями современного коллажа и направлениями его развития, но и сами попробуете себя в качестве уникального, неповторимого автора, и создадите свою собственную книгу – артбук, используя растительные элементы и различные искусственные материалы, ткани, фотографии и любые значимые, ценные для вас вещи. Недаром говорят о том, что человека можно читать как книгу. Так почему бы не добавить немного буквальности в это выражение?
Искусство коллажа развивается и переходит на новый уровень в середине XX века в Америке. Наши преподаватели помогут вам переместиться в эти годы на другой континент, чтобы попробовать себя в качестве мастеров коллажа и создать работу, основанную на сочетании элементов коллажа и живописных приемов, используя различные материалы: гуашь, акварель, масляную пастель, с целью расширить границы живописи и коллажа.
Есть ли свои законы и правила у креативности? Можно ли развить креативность? Что такое креативность?
Мы не предлагаем вам ответов на эти вопросы, но предлагаем поверить вашу креативность на деле и найти ответы самим! На этом занятии мы создадим несколько примеров коллажей на самые разные приемы, техники, формы и структуры. Любые материалы, любые поверхности и композиции. Только вы и ваша фантазия!
Все занятия включают обязательную теоретическую часть с показом слайдов и рассказом о художниках, направлениях в искусстве, использованных техниках.
Преподаватель: Иванова Анна Анатольевна — закончила Ташкентский Государственный Педагогический Институт (художественно-графический факультет). Профессиональный художник, член творческого объединения художников при Академии искусств Узбекистана.
Курс идет по субботам в 15-00
Стоимость
Курс — 3200р./месяц
Оплатить курс (6 занятий) электронно — [rk_button sku=»080616229″ description=»Название — Коллаж: от Пикассо до поп арта курс» price=»3200″]
Разово — 1000р.
Оплатить курс (6 занятий) электронно — [rk_button sku=»080616230″ description=»Название — Коллаж: от Пикассо до поп арта разово» price=»3200″]
Добавить комментарий