fbpx


Королевская битва: Элвис и Никсон (Лиза Джонсон, 2016)

Кирилл Горячок

Элвис смотрит телевизор. Наркотики, демонстрации, Вудсток, «Доктор Стрейнджлав» — повсюду хаос, американские ценности под угрозой. «Are you kidding me?» — вопрошает Король и стреляет из золотого пистолета в экран. Фраза задает тон всему фильму, это всего лишь розыгрыш, этого не было на самом деле. Или было?

После убийства Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга надежды молодого поколения 60-х на свободу и равноправие были разрушены. Президентом США в 1969 году становится Ричард Никсон, жесткий консерватор и противник коммунистов. Встреча главы государства с Элвисом Пресли действительно состоялась в 1970 году, после триумфального возвращения короля рок-н-ролла на сцену. Пресли заявил президенту о желании стать федеральным агентом по борьбе с наркотиками и контркультурой, а главное, получить значок офицера.

В ходе беседы двух «королей» выяснилось, что у них гораздо больше общего, чем могло бы показаться, а сумасшедший характер Элвиса весьма созвучен политике Никсона. Но звание короля заслуживает только один.

Независимый режиссер Лиза Джонсон взяла, возможно, самый тривиальный сюжет в биографии обоих героев. Встреча президента и музыканта не имела абсолютно никаких последствий в истории. Фактически «Элвис и Никсон» вырос из одной фотографии, которая недаром, как указано в титрах, является самым популярным запросом в библиотеке Конгресса. В ней оживает весь абсурд запечатленного события, встречи двух «королей», столь похожих и безгранично разных.

Избавляясь от излишней кинематографичности, создатели сделали упор на театральную скромность, а вернее, на актерскую игру Майкла Шеннона и Кевина Спейси. Их прелестный дуэт и есть весь фильм. Балансируя на грани абсурда и документальности, беседа Элвиса и Никсона приобретает особый колорит эпохи, которой совсем скоро придет конец.

Король – это его свита. Помощники обоих героев, кажется, идентичны друг другу, но именно в их отличии скрывается разница между Элвисом и Никсоном. Помощник-друг противопоставлен помощнику-подчиненному, и судьбы каждого из них, подробно описанные в финале картины, констатируют, кто здесь настоящий король.

Никсон и его команда совсем скоро станут участниками Уотергейтского скандала, и здесь возникает свойственная большинству фильмов о президенте критика. Тем не менее глава государства, возможно, впервые изображен столь милым и добродушным, а неизбежный политический комментарий наполнен спокойной иронией.

«Элвис и Никсон» картина во всех отношениях необязательная, и в полной мере понравится лишь тем, для кого оба ее героя не являются пустым звуком. Но именно ее очаровательная скромность позволяет одной фотографии ожить перед нами во всех своих смыслах и текстах.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*