Общая для античной философии проблематика Блага может быть сформулирована в виде вопроса: «Как жить достойно?» или «Что есть добродетель?» Вся античная мысль так или иначе посвящена обсуждению этого вопроса. Из всех древнегреческих мыслителей труды Платона и Аристотеля дошли до нас в наиболее полном объеме, что позволяет хорошо проследить взаимосвязь между становлением философии в качестве знания, связанного с особым кругом познавательных проблем, с определенным понятийным аппаратом, и ее становлением в качестве воспитательной дисциплины, призванной служить совершенствованию индивида, его этическому преображению. Принимая во внимание проблему добродетельного человека, поставленную еще семью мудрецами, Платон и Аристотель сформировали две перекликающиеся друг с другом системы мышления, подчиненные эвдемоническому обоснованию человеческого существования. В курсе пойдет речь о важнейших темах и понятиях, связанных с идеей Блага в концепциях этих двух великих представителей античной мысли, среди них: «майэвтика», «справедливость», «субстанция», «рассудительность», «аллегория Пещеры», «пайдейя», «вопрошание», «мужество» и многие другие.
I Личность Сократа
В понимании Блага Сократ – учитель Платона и ведущий персонаж его диалогов – занимает одно из ключевых мест. Именно устами Сократа Платон пытается привести своего читателя к пониманию того, что есть Истинное, Доброе и Прекрасное. Главным критерием правильного осмысления этих составных частей Блага служит личность Сократа, его харизма. Цель диалогического (вопрошающего) философствования Сократа заключается в том, чтобы побудить собеседника или слушателя принять Благо в качестве особого образа жизни. На материале диалогов «Протагор», «Пир» и «Апология Сократа» мы попытаемся разобраться в том, что такое «майевтический метод», почему так важно понимать философию как любовь к мудрости, и почему Эрот – это демон Сократа.
II Идеи Платона
Идеи по праву считаются основными темами платоновской философии. Идеи – это фундаментальные онтологические величины, задающие миру реальность. Благо у Платона – это высшая идея, которую он иногда иллюстрирует образом Солнца. Когда Платон называет идеи умопостигаемыми, он максимально далек от их понимания в качестве чисто интеллектуальных форм. Реальность идей превосходит реальность любых других объектов; просто в отличие от них они постигаются не чувством, а разумом. Мы обсудим укорененное в античной культуре представление об идеях как о семейных божествах, эксплуатируемое Платоном, аллегорию Пещеры, призванную показать связь между постижением идей и воспитанием личности, различные уровни познания и, наконец, фигуру государства, являющуюся высшим выражением платоновской «теории идей».
III Субстанция у Аристотеля
Если в философии Платона центральное место занимает тема идеи, то у Аристотеля – это субстанция. Субстанция есть индивидуум, «вот эта, а не иная», вещь. Во-многом, субстанция – продукт критики платоновской концепции идей, которую Аристотель предпринял, еще будучи студентом Академии. Одна из важнейших функций идея – служить общим по отношению к частному – становится в логике Аристотеля функцией категорий рода и вида, которые занимают вторичное положение по отношению к уникальной, единичной вещи – «этому человеку по имени Каллий, этой собаке, этой лошади», сказываясь о его происхождении. Опираясь на трактаты «Метафизика», «Физика», «Категории» и «О душе», мы проанализируем понятия цели, категории, акциденции, энергии, энтелехии и концепцию четырех причин в их отношении к конструированию субстанции – конкретного самодовлеющего бытия.
IV Никомахова этика
«Никомахова этика» – центральное произведение Аристотеля по нравственной проблематике. В ней Аристотель в полемике с Платоном выдвигает концепцию практической добродетели. В философии Платона было место лишь теоретической добродетели, производной от которой была добродетель, связанная с поступками. Аристотель отделяет теоретическую (ученую) жизнь, всецело подчиненную созерцанию, от деятельной жизни гражданина-политика и смещает акцент в вопросе о сущности добродетели: не «Что есть добродетель?», но «Как быть добродетельным?». Итак, мы будет говорить о различии между «дианоэтическими» и «этическими» добродетелями, проследим разработку Аристотелем понятия меры и, наконец, попытаемся понять, что такое рассудительность, которую Аристотель считает центральной гражданской доблестью.
V Политика
Трактат Аристотеля «Политика» концептуально взаимосвязан с «Никомаховой этикой». Человеческая добродетель может быть в полной мере реализована только в государстве. Добродетельный человек всегда есть гражданин. Поскольку этический образ жизни определяется совершением поступков, он представляет собой политическое существование. Последнее есть общение: человек – это политическое животное, так как он есть животное общественное, т.е. животное, обладающее речью. Мы расскажем об отношении государства к конечному Благу, проведем сравнительный анализ политических взглядов Платона и Аристотеля, укажем основные типы правления и, наконец, попытаемся ответить на вопрос, почему именно монархический строй способен гарантировать единство дружбы и справедливости, делающее государство самодостаточным целым, способным обеспечить «благую жизнь».
Лектор:
Борис Подорога
Добавить комментарий