Несмотря на необычайную многочисленность, разнообразие и противоречивость философских течений XX века, все они так или иначе обращаются к проблеме человека. Что такое человек? В чём специфика человеческой природы? Существует ли вообще какая-то человеческая природа? Как устроена психика человека? Как мыслить человеческую культуру, историю и язык? Одни философы пытались ответить на эти вопросы с позиций строгой науки. Другие считали, что ресурсы научного мировоззрения недостаточны для их решения, и здесь нужно прибегнуть к помощи искусства и религии.
В этом курсе мы попытаемся взглянуть на всё многообразие философских школ XX века с высоты птичьего полёта, высматривая в каждой из них специфическое отношение к проблемы человека. В ходе нашего историко-философского экскурса мы обратимся к таким популярным направлениям как философская антропология, феноменология, психоанализ, философская герменевтика, экзистенциальная философия, структурализм и постструктурализм. В фокусе нашего внимания окажутся такие мыслители как Эдмунд Гуссерль, Макс Шелер, Зигмунд Фрейд, Густав Юнг, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Теодор Адорно, Поль Рикёр, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Жак Деррида, Герберт Маркузе и многие другие.
Каждое занятие нашего курса будет построено в виде свободной беседы, где лекторский монолог легко трансформируется в живое общение. Вопросы и комментарии по теме со стороны слушателей категорически приветствуется!
Встреча I : Сущность человека (философская антропология) (90 мин.)
Встреча II : Структуры сознания (феноменология) (90 мин.)
Встреча III : Топология бессознательного (психоанализ) (90 мин.)
Встреча IV : Искусство понимания (герменевтика) (90 мин.)
Встреча V : Пространство священного (неотомизм) (90 мин.)
Встреча VI : Голос бытия (экзистенциальная философия) (90 мин.)
Встреча VII : Генеалогия личности (структурализм и постструктурализм) (90 мин.)
Лекция VIII : Ренессанс гуманизма (Франкфуртская школа) (90 мин.)
В письме К.Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант излагает цели задуманной им монументальной работы, формулируя три основных вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». Все они напрямую связаны с четвёртым вопросом — «Что такое человек?» Таким образом, уже в конце XVIII века великий немецкий мыслитель закладывает фундамент новой дисциплины – философской антропологии. Впрочем, полностью самостоятельным направлением философская антропология становится только в начале XX века. Именно тогда ключевой вопрос «В чём сущность человека?» был положен в основу масштабной научно-исследовательской программы.
Наша первая встреча будет представлять собой своеобразное введение в философскую антропологию. Сначала мы сделаем небольшой ретроспективный обзор проблемы человека в западной философии, а затем рассмотрим философскую антропологию как отдельное научное направление, представленное в работах Макса Шеллера, Хельмута Плеснера и Арнольда Гелена.
Материалом для нас послужат:
С древнейших времён многие мыслители считали самосознание ключевой особенностью человека, отличающей его от прочих живых существ. Чудесное и загадочное по своей сути, сознание всегда обладало для человека преимуществом самоочевидности, позволяя констатировать всякое переживание или мысль в кристальной чистоте Cogito. И, несмотря на серьёзный кризис классической рациональности, с которым европейская культура столкнулась на рубеже XIX и XX веков, сознание осталось одним из наиболее популярных предметов философского осмысления.
В этот раз мы рассмотрим феноменологический взгляд на проблему человека, представленный в философии Эдмунда Гуссерля и его последователей – Мориса Мерло-Понти и Эммануэля Левинаса. Разберёмся в гуссерлевском понятии интенциональности, обсудим метод феноменологической редукции, поговорим о проблемах интерсубъективности, затронем феноменологию тела Мерло-Понти.
Материалом для нас послужат:
Открытие бессознательного Зигмундом Фрейдом можно поставить в один ряд с такими эпохальными научными событиями XX века как расщепление атома, выход человека в открытый космос и изобретение транзистора. Хотя само это понятие встречалось в научных трудах задолго до возникновения психоанализа, только Фрейду удалось построить на его основе масштабное учение о человеческой психике, оказавшее огромное влияние на современную науку и искусство.
Наша очередная встреча будет посвящена учению Зигмунда Фрейда и психоаналитическим вариациям его последователей – Кала Густава Юнга, Альфреда Адлера, Жака Лакана. Рассмотрим различные варианты топологии психики в классическом психоанализе, обсудим проблему антропогенеза в послевоенных психоаналитических школах.
Материалом для нас послужат:
По мнению Мартина Хайдеггера, характерной особенностью человеческого бытия, коренным образом отличающим его от бытия любого другого существа, является способность человека к пониманию. Причём понимание у Хайдеггера – это не результат объективирующей теоретико-познавательной деятельности, лежащей в основании европейской науки, а целое искусство раскрытия потаённого смысла, требующего от человека особой чуткости вопрошающего. Считая, вслед за Хайдеггером, язык – домом бытия, философская герменевтика разрабатывает новые стратегии толкования текстов, связанные с особым опытом переживания человеком собственного бытия-в-мире.
В этот раз мы обратимся к проблемам философской герменевтики, описанных в сочинениях Мартина Хайдеггера, Ханса-Георга Гадамера и Поля Рикёра. Узнаем, что такое герменевтический круг, рассмотрим основные отличия философской герменевтики XX века от герменевтики Шлейермахера. Обсудим ключевые особенности философской установки, отличающие герменевтический подход от структуралистского.
Материалом для нас послужат:
Спустя семь веков после кончины Фомы Аквинского, его философия продолжает своё развитие в интеллектуальном пространстве Европы и обретает всё новых сторонников. XX век дал новую жизнь этой философской доктрине, представив её современную версию – неотомизм. Значительно модернизировав общую стратегию схоластической мысли, неотомизм сместил акцент учения Святого Фомы на человека. Так новое вино религиозного гуманизма, влитое в старые меха схоластической мысли сделало неотомизм одним из наиболее авторитетных учений XX века.
В этот раз мы посвятим нашу беседу проблеме человека в религиозной философии Этьена Жильсона и Жака Маритена. Рассмотрим ключевую для неотомизма концепцию единства души и тела (формы и материи). Проследим переклички неотомизма с феноменологией и герменевтикой. Обратимся к фундаментальным противоречиям между религиозным и светским вариантами гуманизма.
Материалом для нас послужат:
Обнаруживая свой исток в религиозной философии Сирёна Кьеркегора, экзистенциализм стал одним из наиболее популярных интеллектуальных течений XX века. Предметами пристального внимания философов существования стали такие неотъемлемые феномены человеческого бытия как тоска и скука, страх и ужас, любовь и ненависть. Особое место в экзистенциализме занимает проблема межличностных отношений, представленная в форме интерсубъективной диалектики или философии диалога.
В этот раз мы обратимся к проблеме человека в работах Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера, Жан-Поля Сартра и Габриеля Марселя. Проясним для себя понятие экзистенциала, обсудим решение экзистенциальной философией извечной проблемы соотношения бытия и сознания, рассмотрим ключевые различия между религиозной и атеистической ветвями экзистенциальной философии.
Материалом для нас послужат:
Пожалуй, из всех философских течений XX века структурализм дальше всех отстоит от идеалов гуманизма, ориентируясь скорее на познавательные стандарты технических и естественнонаучных дисциплин, для которых главными критериями научной истинности являются точность, беспристрастность и максимальная объективность. Однако сама специфика структуралистских исследований, разворачивающихся на пересечении лингвистики и социологии, неодолимым образом обращает их к проблеме человека – в его символическом, практическом и политическом измерении.
В этот раз в фокусе нашего внимания окажутся виднейшие представители французского структурализма и постструктурализма (заметим, что разграничение между этими двумя течениями весьма условно). Рассмотрим основные концепции Жиля Делёза, Жака Деррида, Ролана Барта, Мишеля Фуко и Пьера Бурдье.
Материалом для нас послужат:
XX век стал ареной чудовищного смешения самых гуманных и наиболее бесчеловечных проявлений. Небывалый скачок в развитии науки и техники сопутствовал не только радикальному улучшению качества жизни в странах Запада, но и высвобождению доселе невиданного в истории потенциала разрушения. Это хождение человечества по лезвию бритвы – бритвы тотального самоуничтожения или полного обесчеловечивания стало основным предметом исследования философов Франкфуртской школы.
В этот раз мы обратимся к таким мыслителям как Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Эрих Фромм, Герберт Маркузе и Юрген Хабермас. Рассмотрим влияние франкфуртцев на становление неомарксизма во второй половине XX века. Обсудим критику классических рационалистических стратегий и тот образ человека будущего, который угадывается за проницательным анализом франкфуртцев современного общества потребления.
Материалом для нас послужат:
Лектор — Андрей Гасилин – магистр философии, выпускник философского факультета РГГУ. Специалист по французской философии XX века и экзистенциализму Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: теория познания, философия науки и техники, социальная философия, философия культуры. Читает
Стоимость — 400р.
Добавить комментарий