Кирилл Горячок
Недавний экономический кризис, связанный с полной реорганизацией банковской системы США, несомненно, весьма актуален и сегодня, в частности, в нашей стране. Несколько ловких инвесторов предугадали надвигающийся «банковский армагеддон», оказалось, что самый стабильный рынок жилой недвижимости держится исключительно на невозвратных ипотечных кредитах. Банковская система вполне осознает это, но не хочет верить в скорый конец. Независимо друг от друга инвесторы делают крупную ставку против самоуверенности Уолл-стрит.
«Игра на понижение» весьма безжалостна к зрителю без экономического образования. Картина наполнена сложной терминологией, тонкостями банковской работы и ипотечного кредитования. Но дабы удержать саспенс и внимание зрителя на заранее известной интриге, фильм построен по образу эксцентричной комедии. С помощью незаурядного коллажного монтажа режиссер совмещает документальные кадры, тасует сцены и персонажей вместе с ироничными комментариями рассказчика. Оригинально выглядят попытки наглядно продемонстрировать экономические тонкости с помощью отдельных абсурдистских вставок. Комедийные приемы рассчитаны не только на тематическое упрощение, они помогают зрителю с самого начала уловить суть происходящего вне зависимости от экономической эрудиции. Суть же проста, хотя в обычной жизни не всегда так очевидна. Не стоит доверять тем, кто говорит, что все знает, нужно быть уверенным только в своей правоте.
Уолл-стрит — излюбленная тема Голливуда, территория мужских амбиций, простор для исследования взлетов и падений, корысти и жадности. Герои «Игры на понижение» не исключение, каждый по-своему хочет разбогатеть на обмане и мошенничестве. Но в отличие от многих драматических картин о дельцах с Уолл-стрит, фильм Адама Маккея подходит к происходящему с юмором, что совсем не мешает ему зайти дальше других.
Почти абсурдная история краха банковских дельцов становится еще более невероятной, поскольку происходила она совсем недавно практически на наших глазах. Реальные люди, о которых говорится в фильме, получили то, чего хотели, они стали миллиардерами. Система продолжает жить и наживаться на других. Немногие решились выйти из игры навсегда ради чего-то большего. Майкл Берри (Кристиан Бейл) отныне инвестирует только в воду, а Бен Риккерт (Брэд Питт) основывает свою плантацию. Их пример выглядит гораздо разумнее и убедительнее, нежели романтическое раскаяние Марка Баума (Стив Карелл) на фоне растущих миллиардов.
«Игра на понижение» не иллюстрирует очередную историю успеха, но заставляет обратить внимание на самих себя, на реальную цену того, что мы делаем каждый день. Мошенническая система капитализма выглядит в картине не как тотальное зло, но как бессмысленный абсурд, коим наполнена вся жизнь. Именно эта тонкость позволяет картине быть убедительной и увлекательной вне зависимости от многочисленных недостатков, которые, впрочем, быстро забываются под финальный барабанный ритм Led Zeppelin.
Добавить комментарий