Приближение конца текущего года неизбежно требует от нас подведения своего рода итогов, найти лучшее в ушедшем, вспомнить и зафиксировать то, что сегодня кажется ценным. Фильмы, выходящие на экран каждую неделю, не являются исключением из правил. Визуальный поток, льющийся на нас с экранов, давно сосуществует с нашей памятью и эмоциональным настроением. И потому желание выделить несколько по-настоящему ценных картин уходящего года не может быть лишним, учитывая разные события, окружавшие их выход.
Составляя список, я руководствовался двумя условиями: фильм вышел в отечественный прокат в этом году и был мною просмотрен. Исходя из этого, я оценивал не только его качество, но и личный эмоциональный отклик, а также своевременность и актуальность картины в связи с опытом прошлого.
1. Соль Земли (Вим Вендерс)
«Соль земли» не заслуживает строгой иерархии каких-либо списков, это больше чем фильм, это путешествие к природе человека. Форма документально-биографической картины позволила Вендерсу показать всю суть отношений между человеком и окружающим миром. «Соль земли» — важнейший зрительский опыт, испытанный в этом году.
2. Такси (Джафар Панахи)
Потрясающая иранская картина. В своем минимализме и скромности «Такси» обращается к каждому зрителю на его языке. Панахи поистине демонстрирует возможности языка кинематографа как языка вне национальностей и вне каких-либо социально-политических преград. Фильм — торжество духа и искусства.
3. Безумный Макс: Дорога ярости (Джордж Миллер)
Без лишних слов — идеальный блокбастер.
4. Головоломка (Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен)
Мультфильм, вставший сегодня в авангарде всей анимации, всем будущим творениям неизбежно придется считаться с этим шедевром.
5. Дипан (Жак Одиар)
Яркий пример обращения кино с материалом современности. Вполне традиционная жанровая работа с очень сильной режиссурой использует самые актуальные современные проблемы и превосходит их констатацию весьма интересными выводами.
6. Милый Ханс, дорогой Петр (Александр Миндадзе)
Несмотря на то, что этого фильма не было в прокате, он заслуживает исключения. Завораживающее зрелище, не нуждающееся в толковании или поиске смысла. Несмотря на очевидный гуманистический посыл и некоторую тематическую вторичность по отношению к прошлым работам Миндадзе, «Милый Ханс…» создает неповторимую атмосферу и необычные ассоциации.
7. Звездные войны: Пробуждение силы (Джей Джей Абрамс)
Идеальное воплощение мифологии первого фильма Звездных войн в современности. Наряду с «Безумным Максом» — главное произведение массовой культуры последних лет.
8. Самый лучший день (Жора Крыжовников)
Важнейшее произведение нового русского кино. Эстетическое продолжение сталинских комедий Григория Александрова в безумной связи с трагедией современного мужчины.
9. Костяной томагавк (С. Крэйг Залер)
Истинное возвращение к классике. Сочетая в себе традиционализм и шовинизм старых вестернов, фильм умело использует прием вмешательства иррационального зла в привычный уклад американского Юга. Очень сильная работа, один из главных вестернов за долгие годы.
10. Курт Кобейн: Чертов монтаж (Бретт Морген)
Огромное количество архивных съемок вместе с незаурядной анимацией и композицией делает фильм фактически идеальным в своем жанре. Вне зависимости от музыкальных предпочтений не оставит равнодушным никого.
Добавить комментарий