fbpx


Торжество традиций: Самый лучший день (Жора Крыжовников, 2015)

Кирилл Горячок

Фильмы Жоры Крыжовникова — всегда событие, с масштабом которого многим необходимо мириться. Сам образ режиссера исполнен провокацией, направленной на аудиторию высоколобых снобов. Герои его картин всегда выходцы из народа, гротескные пьяницы и ожившие мифы из анекдотов. Тем не менее, картины Крыжовникова работают с материалом гораздо более глубоким, нежели может показаться на первый взгляд.

С начала рекламной кампании картины «Самый лучший день» было заявлено, что ее сценарий основан на пьесе Островского «Старый друг лучше новых двух». Несмотря на то что пьеса в целом остается нетронутой, Крыжовников очень умело переносит ее идею в современный формат — так называемую караоке-комедию.

Звучащие в картине песни ежедневно раздаются из тысяч радиоприемников, и неслучайно, что именно их призывает петь режиссер. Как и в «Горько» окончательное примирение могло быть достигнуто исключительно под песни Григория Лепса, так и история любви провинциальных пьяниц сопровождается эстрадными хитами. Персонажи не просто идентифицируют себя через них, но преодолевают с их помощью тщету своего существования. Поп хит — это молитва, способ преодоления невозможности выразить свои чувства.

Несмотря на крайний традиционализм, «Самый лучший день» касается весьма интересных вопросов, а именно сексуального самоопределения провинциального мужчины. Необходимость жениться во многом уничтожает мечты о столичной красавице, красующейся на телеэкране или постере в придорожном кафе. Это в целом связано с проговариваемой темой картины — желанием жить лучше. Роковая брюнетка, совращающая не только героя Нагиева, но и всех его родственников, олицетворяет собой беззаботную и счастливую жизнь, дорога к которой каждому из провинциалов заказана. Очень важно, что Алина Шёпот как во всех отношениях демонический персонаж ассоциируется с западной культурой, а значит, желанием вырваться за границу и немедленно сорвать все цветы удовольствий.

Развязка картины консервативна не только благодаря пьесе Островского. Финальный танец, исполненный в стиле индийского кино, возвращает зрителя во времена сталинских комедий. Любые сюжетные условности оканчиваются всеобщим праздником, состоявшейся народной утопией. Точно так же работает и «Самый лучший день», под лозунгом «Берегите женщин, мужики» отстаивающий утопию традиционной семьи.

В отличие от «Горько», здесь Крыжовников комбинирует различные манеры съемки от классических общих планов до видеорегистраторов. Постановка большинства танцевальных сцен, в особенности снятая одним планом прогулка главной героини, выполнена очень крепко и сильно вытягивает фильм с точки зрения режиссуры.

«Самый лучший день» во многом шаг вперед для Крыжовникова и его команды, но в то же время метафизический шаг назад для отечественного кинематографа. Эстетически возвращаясь к народным комедиям Пырьева и Александрова, картина хоть и синтезирует их с современностью и выводит вполне актуальную проблематику, но остается в узких рамках своей направленности. «Самый лучший день» — важный фильм и увидеть его необходимо хотя бы ради самоопределения и встречи с мифологией современного российского кино, по-прежнему ищущего себя под гнетом советского прошлого.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*