Андре Базен говорил, что кино могло родиться еще во времена Леонардо да Винчи, но родилось в самом конце XIX века. Почему именно в это время люди захотели остановиться время, схватить его во всей его полноте? С момента первого показа «Выхода рабочих с фабрики» братьев Люмьер, кинематограф стал популярным аттракционом, в него сразу же стали вкладывать деньги, публика искала новых ощущений. Киноделы всего мира устремились подражать Люмьерам, снимать второсортные вещи, ради прибыли. Среди них выделялись несколько имен, новаторов, двигавших новое изобретение в сторону искусства. Среди них был Жорж Мельес – один из создателей самого языка кино.
Мы поговорим о становлении искусства кино, примитивном монтаже и подходе к актерам. А также о том, что такое Голливуд, как бесплодная пустошь стала Меккой кинематографа и первых гениях американского и французского киноискусства.
Еще во время Первой мировой войны интеллектуальные круги всего мира обратили свой взор на кино. Молодые художники, музыканты, театральные режиссеры заявляют о кинематографе, как о седьмом искусстве. Советский киноавангард, вдохновленный революцией, путем совершенно новаторского монтажа, стремятся изменить пространство и время, разрушить прошлое и построить свое настоящее. Эйзенштейн, Кулешов, Вертов и другие советские кинематографисты преобразует язык кино, впервые отечественный кинематограф влияет на кинопроцесс всего мира.
Одновременно французские интеллектуалы во главе с Луи Деллюком выпускают первые киножурналы, создают первые киноклубы, создается сама форма кинокритики, взаимодействие зрителя и автора кинопроизведения. Французы наиболее радикально подходят к монтажу и языку образов, они отказываются от сюжета и актеров во имя чистого восприятия.
Немецкий экспрессионизм, борьба за независимость голливудских киностудий, а также то, как воспринимался кинематографистами всего мира приход звука – об этом пойдет речь на лекции.
В тридцатые годы немой кинематограф становится прошлым, многие кинематографисты так и не смогут найти себя в новом времени. Звуковое кино утвердило систему жанров во всем мире. Голливуд переживает рассвет, многие европейские мастера стремятся работать в Америке. Начинается бум мультипликации, Дисней снимает первые полнометражные шедевры, изменившие восприятие мира.
Авангардизм 20-х умирает сам в себе, отныне кино обращено к массам, говорит с ними, зритель начинает видеть в нем себя и свою жизнь. Но чем ближе кино становится к человеку, тем строже государство по отношению к нему. В это время всюду утверждается цензура, фильм обязан демонстрировать мораль, патриотизм и благочестие.
Начало войны усугубило цензуру, в СССР начинается страшный период малокартинья, происходят жестокие чистки кадров. В Голливуде зарождаются предпосылки Маккартизма, а в Германии и Франции кинопроизводство практически остановлено. Тем не менее кино живо и движется вперед, в 1941 году выходит картина «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, изменившая киноязык навсегда.
Война продемонстрировала всю бессмысленность искусства, оно не способно изменить человека. С середины 40-х появляются молодые кинематографисты отвергающие кино, как искусство, оно должно быть обращено к современным проблемам, быть документальным и честным. Больше нельзя врать – так твердили итальянские неореалисты. Кино должно говорить о проблемах современного человека, его страданиях и невзгодах. Дети становятся центром осмысления действительности.
Неореализм повлиял на кинематограф всего мира. В СССР начинается оттепель, новое время начинает говорить о простом человеке, вопреки героическим сталинским утопиям. Во Франции рождается «Новая волна», киноязык обновляется молодыми амбициозными художниками и теоретиками. Молодежь всего мира начинает заявлять о себе и своих проблемах с помощью кино.
Тяжелее всего войну переживает Япония. Атомная катастрофа перевернула национальное самосознание. Наиболее ярко это отражается на их кино, с помощью которого они жаждут защититься от влияния американской и европейской культур. То же происходит и в Польше и Чехословакии.
Но молодежные движения постепенно умирают сами в себе, итальянский неореализм сменяется протестными, антибуржуазными фильмами «контестации». Но французские выступления 1968 года, а также страшная смерть Пьера Паоло Пазолини вновь поставили кино перед фактом – оно не способно изменить мир.
С начала 60-х американские кинематографисты начинают осмыслять новое время с помощью совершенно разных форм и языка, от эпатажного авангарда до жанрового ревизионизма. Фильмы независимых молодых режиссеров находят отклик у людей, малобюджетные картины получают невероятную популярность и культовый статус. Голливудские студии решаются на отчаянный шаг – сделать ставку на молодых авторов. Так рождается Новый Голливуд.
Но нельзя забывать, что одновременно телевидение начинает вытеснять кино из кинотеатров. Огромное количество фильмов и сериалов снимается только для телевидения. В 70-х авторское кино всего мира практически не окупается. Именно в это время появляются главные картины немецкой новой волны. Райнер Вернер Фассбиндер, Вернер Херцог, Вим Вендерс и другие пытаются осмыслить проблемы нового поколения потребления, а также национальное прошлое, найти свое место в истории.
С приходом домашнего видео в 80-х массовое кино полностью вытесняет авторов. Провозглашается смерть кинематографа, всюду закрываются классические кинотеатры, люди отучаются смотреть кино. Но оно не собирается умирать, появляются новые независимые режиссеры, использующие опыт прошлого для высказывания о настоящем.
Ведущий — Кирилл Горячок
Добавить комментарий