Музыка сопровождала человечество во все времена. Она являлась частью ритуалов и заклинаний, помогала в труде и быту, была развлечением и выражала скорбь. Музыка с самого начала была тесно связана с человеческой речью, её пластикой и фонетикой. С течением времени музыка приобрела свойство отдельного искусства, а её высшие образцы обладают особенностью других великих искусств – вневременной актуальностью. Музыка не имеет границ восприятия у людей разных стран и национальностей, но каждый видит в ней нечто своё. Внутри музыки заложен космос, постичь который трудно, но постижение это возвышает дух.
На лекциях мы рассмотрим эволюцию музыки, как синкретического искусства, особенности народного музыкального творчества, познакомимся с шедеврами эпохи Возрождения и Барокко, Классицизма и Романтизма в тесной связи со смежными видами искусства. Научимся разбираться и видеть заложенные смыслы и символы в творчестве Чайковского и Малера, Бетховена и Мусоргского, Сибелиуса и Равеля, Баха и Монтеверди, Стравинского и Прокофьева.
Начальный корпус лекций (6 лекций) направлен на изучение старинного музыкального творчества, и охватывает исторический период с Древних цивилизаций до 16-17 веков.
В чём смысл искусства? Чем являлась музыка для людей в разные времена? Мы рассмотрим древние цивилизации в историческом контексте, проследим, в чём выражалась идея древнего искусства в его синкретическом складе. Разделение музыки на увеселительную и культовую. Рассмотрим музыку в разных культурах (Египет, Китай, Греция). Разберём миф об Орфее. Отметим особенности народного музыкального творчества в мире и в России (календарные песни, былины, свадебные).
Новый исторический период – Средневековье. Каков был его социально-культурный уровень в сравнении с Античностью? Какую роль оказывала на общество церковная философия и какая музыка сопровождала культ? Мы послушаем и разберём средневековую монодия и её типы, секвенции, а также типы светской западной инструментальной музыки в творчестве менестрелей, трубадуров, трувэров и миннезингеров. Увидим метафизическую связь средневековой музыки не только с живописью и архитектурой, но и с музыкой последующих веков. Проследим влияние на композиторов XX века.
На этой лекции рассмотрим итальянская традиция и североевропейские особенности хорового многоголосного музыкального искусства. Возрождение в живописи, архитектуре и философии; возрождение идеалов Античности. Возникновение композиторских школ. Особую место уделим западноевропейской месса. Послушаем музыку Машо, Палестрины, Окегема и посмотрим как она повлияла на последующих композиторов.
Музыка полноправное искусство в «причудливый» новый период европейского барокко. Стиль становится общеевропейским, вопрос авторства музыки не является главенствующим. Здесь появляются поистине грандиозные фигуры, с музыкой которых мы и будем знакомиться на двух лекциях, посвящённых инструментальной и оперно-ораториальной музыкальным традициям 17-18 веков. Букстехуде и Корелли, Монтеверди и Телеман, Скарлатти и Куперен, Люлли и Рамо Гендель и Вивальди; начало развития великого жанра оперы.
Тлеуов Александр, композитор, преподаватель, музыкальный журналист, основатель композиторского клуба «РезонанС-12» и «резонанс»-оркестра, лауреат всероссийских и международного конкурса, лектор по курсу «Искусство музыки». Окончил как теоретик РАМ им. Гнесиных с отличием, ныне учится в МГК им. Чайковского на композиторском факультете.
Стоимость посещения 1 лекции — 400р.
Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета)
На курс лекций действуют стандартные абонементы Пунктума
Можно оплатить заранее 400р. — [rk_button sku=»0409151333″ description=»искусство музыки» price=»400″]
или записаться и оплатить на месте
Добавить комментарий