Кирилл Горячок
«Страшные сказки», конечно, вовсе не страшные, это лишь намек на то, что они совсем не детские. Но и взрослыми их делают не немногочисленные сексуальные сцены, а отсутствие сказочного чуда, иррациональной атмосферы мечты, преодолевающей препятствия фатальной логики.
Три истории, связанные между собой весьма формально, повествуют о тщеславии трех монархов, замкнутых в своих покоях и страстях. Мать, насильно привязавшая к себе сына, отец, взрастивший из своего эгоизма огромную блоху, и неудовлетворенный король-любовник, ищущий свою единственную. Мораль сих сказок не пытается быть убедительной, страсти оборачиваются крахом каждого из самодержцев, но только в угоду повествовательной необходимости закончить фильм.
Сценаристам не удалось избежать недосказанности, мир фильма действительно настолько обширен, что в его рамках можно было уместить еще не одну историю. Некоторую бессвязность же создатели успешно сделали частью общей атмосферы неспешного сюжетного развития, наполненного самой сильной стороной фильма – красотой.
Все, начиная с нарядов Сальмы Хаек и заканчивая панорамами замков и лесов, демонстрирует, что именно форма была целью создателей фильма. Художники настолько увлеклись красотами, что сюжетные линии, потенциально умещающиеся в полчаса, развернулись почти на три.
Но картина вовсе не рассчитана на эстетскую публику. Чарующая простота фильма в попытке быть претенциозной, несмотря ни на что, ведет скучающего по волшебству зрителя сквозь лабиринт, в котором нет ложного пути. Пессимистические истории из жизни заурядных самодержцев лишают нас обещанного волшебства, но все же дарят его ощущение.
«Страшные сказки» – зрелище, отстраняющееся от публики. С одной стороны, фильм дарит желанное удовлетворение интереса, но с другой – утомляет громоздкостью, с которой зрителю нечего делать. Остается только благополучно забыть обо всем, вздыхая о красоте грустных героев и замков, в которых совсем не хочется жить.
Жажда сказочной мечты сегодня практически не удовлетворяется кинематографом. Так и «Страшные сказки» оставляют нас с мыслью о смерти чуда, но надежда найти его продолжает теплиться на протяжении фильма. Это только присказка, сказка впереди.
Добавить комментарий