fbpx


Соотношение Добра и Зла в фильмах Ларса фон Триера


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Цикл показов с разбором и обсуждением

В своем творчестве датский режиссер Ларс фон Триер не раз обращался к проблеме Добра и Зла. При этом почти все его работы говорят об амбивалентном отношении режиссера к этим понятиям. По мнению Триера, все имеет свое объяснение, и таких  абсолютных крайностей попросту не существует, есть лишь «ошибки и недоразумения».

Однако идеи крайностей всегда привлекали «великого провокатора». В новом цикле лекций речь пойдет о том, как представлены в его творчестве такие полярные категории, как Добро и Зло.

На примере разных по стилю и содержанию картин мы обсудим, что понимает режиссер под истинным и ложным гуманизмом, святостью и юродством. Рассмотрим, как герой-идеалист, чьи благие намерения лишь усугубляют проблему, которую он хочет решить, трансформируется в истинно бескорыстную личность, готовую на самопожертвование ради близких.

Ближайшие показы:

melancholia

 

«Меланхолия» Ларса фон Триера. Апокалипсис как очищение. 2 августа в 19-00

«Меланхолия» – центральная часть кинематографического триптиха Триера. В босхианском контексте это Земля в преддверии Судного дня. В картине, в которой поднимается тема конца света, ментальный ад «Антихриста» и экстатический рай «Нимфоманки» уравновешиваются.

В «Меланхолии» Триер доводит тему депрессии до планетарного масштаба и продолжает развивать прозвучавший в «Антихристе» мрачный постулат о том, что соединение полярных начал не приводит ни к чему хорошему. Обыгрывая эстетическую категорию возвышенного, так любимую романтиками, режиссер мастерски деконструирует и гуманистические идеалы Ренессанса. Сопоставление макрокосма вселенной и микрокосма человеческой души по Триеру не предполагает положительных коннотаций. С другой стороны, как ни странно, фильм о Судном дне оставляет место для светлого предчувствия Апокалипсиса как очищения.

Следует ли понимать представленные в картине образы буквально? Как работает сочетание жанров драмы о распаде семьи и фильма-катастрофы? Какие религиозные и эзотерические символы считываются в «Меланхолии»? Все это мы обсудим на нашей новой киновстрече, посвященной проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера.

Прошедшие показы:

«Догвилль» Ларса фон Триера. Америка как театральная декорация. 21 июня в 19-00

 

tr_dog

Первый фильм неоконченной трилогии «США – страна возможностей», действие которой происходит в условной Америке. Главную роль в картине исполнила голливудская звезда Николь Кидман. По словам Триера, это не историческая или научная, а эмоциональная картина, в которой воплощены личные представления режиссера об Америке. Намеренно эксплуатируя существующие стереотипы, Триер создает некую вневременную и внепространственную область человеческих взаимоотношений.
На пятой встрече мы обсудим, как выглядит Америка в глазах художника, который, подобно Кафке, никогда не бывал там (и не собирается); как клише массового сознания помогают ему в создании общечеловеческой притчи. Проследим, как в этом фильме развивается излюбленная тема Триера – «чужак в новой среде»: таит ли в себе опасность незнакомое сообщество, или наоборот, угроза исходит от постороннего?

А потом…

«Трилогия депрессии» – кинематографический триптих Ларса фон Триера

На следующих трех лекциях с просмотром, посвященных проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера, мы обратимся к последней на сегодняшний день трилогии режиссера, известной как «трилогия депрессии» (Depression Trilogy). Трилогия, в которую входят картины «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка», представляет собой кинематографический триптих сродни знаменитым триптихам Иеронима Босха «Страшный суд», «Сад земных наслаждений», где центральная часть, правая и левая створки символически представляют наш мир, ад и рай соответственно.

Как и триптихи художников Ренессанса, трилогия Триера пронизана библейской символикой и реализуется по схеме «Антихрист» – природное начало/зло; «Меланхолия» – баланс; «Нимфоманка» – духовное начало/добро.

Одна из идей, объединяющих три картины Триера, – это идея женщины.

В «Антихристе» женщина ассоциируется со злом из-за близости к природе, которая в контексте фильма уподобляется храму дьявола.

В «Меланхолии» образ женщины сбалансирован, поскольку подан через противопоставление двух сестер: условно их можно обозначить как женщина-порядок (Клэр) и женщина-хаос (Жюстин).

Рассказанная в «Нимфоманке» история женщины, страдающей от своей инаковости, парадоксальным образом отсылает к духовному опыту страстотерпцев, следовательно, к святости и добру.

На лекциях мы рассмотрим круг тем, последовательно реализованных в каждом из трех фильмов. Обсудим, как представлены идея секса и идея противоположностей.

trier5

Показ шестой. «Антихрист» Ларса фон Триера. Рай сатаны.  — 28 июня в 19-00

В кинематографическом триптихе Ларса фон Триера этот фильм – левая створка, изображающая «Ад человеческого сознания».

Поводом к созданию картины стала затяжная депрессия режиссера, что отразилось в названии трилогии. «Антихрист» – не только метафорическое возвращение в Эдем до грехопадения, но и путешествие в мрачную область человеческого бессознательного, в частности в бессознательное самого режиссера. Триер буквально заставляет аудиторию вступить в битву с его собственными страхами.

Через призму рефлексии режиссер рассказывает нам о первородном грехе, роли женщины в его совершении, отделении человека от природы после изгнания из Эдема, о том, что природа есть не что иное, как рай сатаны.

Герои фильма не имеют имен и обозначены просто как Он и Она, то есть Мужчина и Женщина как таковые. На лекции мы затронем тему насилия, жестокости и попытаемся ответить на вопрос, чем обусловлены зверства современных Адама и Евы, нашедших потерянный Эдем.

 

 

Прошедшие лекции

«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Гипертрофированное мученичество — 7 июня в 19-00

tr_dark

Заключительный, самый душещипательный фильм трилогии «Золотое сердце», принесший автору «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. «Танцующая в темноте» – первый «американский» опыт Триера, прелюдия к неоконченной трилогии «США – страна возможностей», а также первый опыт работы в жанре мюзикла. Музыку к фильму написала исполнительница главной роли – исландская певица Бьорк. Звездный состав картины пополнила француженка Катрин Денев.
В этой картине утрированные обстоятельства доводят до предела тему жертвенности, отсылающую к крестному пути Христа. Что это – искусственное выжимание слез или постмодернистское переосмысление традиций музыкального фильма? Какова цена осуществления американской мечты? Об этом мы поговорим на четвертой киновстрече, посвященной проблеме Добра и Зла в творчестве Ларса фон Триера.
Мы также рассмотрим, каким образом реализуется проблема морального выбора в душе человека, оказавшегося перед лицом бесчувственной государственной машины. Проследим, как в руках европейского режиссера такой легковесный жанр американского кино, как мюзикл, превращается чуть ли не в библейскую трагедию.

tr_eur

1. «Европа» Ларса фон Триера. Гуманизм, ведущий к хаосу — 26 апреля в 19-00

На первой лекции с просмотром, посвященной теме Добра и Зла в творчестве Триера, мы обратимся к технически безупречной и наиболее строгой в формальном смысле картине «Европа», заключительной части одноименной трилогии.

В трилогии, известной также как «трилогия Е», режиссер впервые выразил негативное отношение к наивному идеализму, указал на его пагубную основу. В дальнейшем эта тема будет развита в таких известных картинах, как «Танцующая в темноте» и «Догвилль».

На лекции мы обсудим, почему Триер понимает под Европой именно нордическую Германию. Поговорим о том, как через контрастную игру черно-белого изображения и цветных вставок на техническом уровне и противопоставление Европы и Америки – на символическом выражена идея двойственности. Рассмотрим отсылающие к Кафке абсурдистские элементы киноповествования и то, какую роль в нем играет гипноз.

2. «Рассекая волны» Ларса фон Триера. Глазами блаженной — 10 мая в 19-00

tr_voln

На второй встрече мы разберем одну из самых титулованных работ Триера «Рассекая волны». Картина открывает вторую трилогию режиссера «Золотое сердце», посвящённую бескорыстной душе, готовой жертвовать собой ради других. В этой ленте Триер впервые подходит к проблеме Добра и Зла через призму религии, которую рассматривает как структуру власти. Критикуя подавляющий уклад религиозной общины, но не отвергая идею Бога, Триер создает максимально реалистическую картину о чуде. На лекции мы поговорим о том, как необычная техника (грубая документальная съемка ручной камерой) работает на реализацию этого замысла. Обсудим вопросы: Готов ли человек опуститься на самое дно ради чуда Божьего? Есть ли место блаженному в современном мире?

Тема морального падения как метафоры духовного подвига связывает «Рассекая волны» с последней на сегодняшний день работой Триера «Нимфоманка», что позволяет нам определить эту тему как одну из магистральных в его творчестве.

 

3. «Идиоты» Ларса фон Триера. Играя в юродивых.

tr_idit

«Идиоты» – вторая лента трилогии «Золотое сердце» и второй по счету фильм движения за натурализм в кино «Догма-95». На встрече мы обсудим принципы этого знакового явления мирового кинематографа, родившегося из одноименного манифеста Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга. Рассмотрим то, как «небрежная» техника съемки помогает раскрыть образ бескорыстной души.

В картине «Идиоты» в контексте темы Добра и Зла противопоставляются такие категории, как мораль и безнравственность, социальные устои и нонконформизм. Мы попробуем разобраться, что лежит в основе «идиотического» поведения героев фильма: протест ли это против норм общества, циничное издевательство над людьми или утверждение библейской истины о том, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом». Попытаемся ответить на вопрос: возможно ли юродство сегодня?

Лектор и ведущий — Иван Лобанов — японист, окончил Институт востоковедения РАН. Специалист в области японской литературы и кино ХХ века.

Стоимость посещения одного показа — 300р.

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*