В своем творчестве английский режиссер Питер Гринуэй уже много лет стремится выработать иные формы коммуникации. Он ищет пути диалога между разными видами искусства, создает в своих работах поле для взаимодействия непохожих культур, отстоящих друг от друга во времени и пространстве, изобретает новый киноязык, который включал бы в процесс коммуникации зрителя как «партнера в диалоге», а не пассивного адресата художественного послания.
Интерактивность и мультимедийность ряда его проектов связана со стремлением реализовать коммуникативную функцию искусства как таковую. Цель данного цикла показов – рассмотреть «диалогичность» в творчестве Гринуэя на разных уровнях, в том числе понимая диалог в строго постмодернистском духе как интертекстуальные отсылки и аллюзии.
«Отсчет утопленников», или «Утопая в числах» Питера Гринуэя. 30 марта в 19-00
Гендерный диалог как игра, в которой с разгромным счетом побеждает Женщина. На третьем просмотре мы познакомимся с фильмом «Отсчет утопленников», который завоевал приз Каннского фестиваля и по праву считается визитной карточкой режиссера. Это одна из наиболее «английских» картин Гринуэя, демонстрирующая красоты Восточной Англии с её викторианскими маяками и водонапорными башнями. Это неслучайно, вода играет в фильме определяющую роль. Некоторые критики рассматривают эту работу как метафору борьбы полов, в которой важное место занимает символика воды. Через стихию воды — с одной стороны, животворящей среды, основы жизни, с другой, – разрушительной силы природы, в фильме представлена женственность. Вода, символизирующая природу и близкое к ней женское начало, буквально поглощает мужской рационализм. Однако идет ли речь в картине о победе природного хаоса над разумным порядком, когда сама структура фильма Гринуэя подчинена числовой последовательности, а значит упорядочена? Магия чисел, фольклорные мотивы волшебной сказки, детские игры, связанные с подсчётом всего и вся, создают особую форму интерактивности. Диалогичность этого фильма не связана с переосмыслением какой-либо литературной или театральной формы. Диалог здесь реализуется через интерактивную коммуникацию со зрителем, которому предлагается самому принять участие в игре с числами.
В Прошлом:
Современная мистерия Питера Гринуэя «Дитя Макона». Невинность как продукт потребления. 15 марта в 19-00
Современное моралите Питера Гринуэя «Дитя Макона». Диалог с театральной условностью На второй киновстрече, посвященной Питеру Гринуэю, мы обратимся к картине 1993 года «Дитя Макона» — одной из первых работ режиссера, в которой ощутима связь с театральной традицией Средневековья, в частности с жанрами миракль, мистерия и моралите. В картине посредством диалога со средневековой религиозной драмой раскрываются современные темы: творчество и общество потребления, эксплуатация образа невинности, тоталитарный статус религиозных авторитетов, ответственность аудитории за тот художественный продукт, который она потребляет. По словам Гринуэя, фильм замышлялся как критика капитализма, пришедшего в качестве иного источника утешения на смену религии. Как и другие работы режиссера, эта картина отсылает к «театру жестокости» своим ритуальным построением действия: человеческое тело метафорически и буквально «расчленяется», превращаясь в объект торговли и пожирания. Провокационный фильм вызвал споры и критические нападки, в особенности публику возмутило авторское толкование образа церкви. Тем не менее «Дитя Макона» — одно из лучших аллегорических полотен режиссера.
«Интимный дневник», или «Записки у изголовья» Питера Гринуэя. 22 февраля в 19-00
Диалог с другой эпохой и культурой На первой лекции с просмотром, посвященной творчеству Питера Гринуэя, мы обратимся к основанной на художественном тексте картине «Записки у изголовья» (наиболее распространенный вариант названия – «Интимный дневник»). Своим названием фильм обязан написанному в конце Х в. сборнику наблюдений и размышлений «Записки у изголовья» японской писательницы Сэй-сёнагон, служившей в свите императрицы. Эта книга вошла в классический канон литературы эпохи Хэйан и стала первым эссеистическим произведением на японском языке.
Что объединяет японскую аристократку, жившую более тысячи лет назад, с английским режиссером, классиком и в то же время реформатором современного кино? В какой мере концептуально-образное переосмысление классического текста японской литературы отражает стремление Гринуэя к визуальной поэтизации языка кино? Как любовь Сэй-сёнагон к составлению произвольных списков перекликается с поэтикой режиссера?
На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на нашей встрече.
—
Лектор и ведущий — Иван Лобанов — японист, окончил Институт востоковедения РАН. Специалист в области японской литературы и кино ХХ века.
Стоимость посещения одного показа — 300р.
Добавить комментарий