fbpx


Воображаемое и фантазии, грезы и сны в кинематографе


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Мы начинаем новый цикл субботних встреч с обсуждением и просмотром кино, посвящённый  проблемам воображения и фантазии. Мечты, наваждения, грёзы, мороки, сны всегда будоражили сознание человека, занимая достойное место в художественной рефлексии всех видов искусства. Что является фантазией, а что реальностью? Где точка взаимопроникновения этих разных миров? И таких ли уж разных? Всегда ли воображаемое является нереализованным желанием? Когда вожделенное видение становится кошмаром? На эти вопросы нам помогут ответить Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Франсуа Озон, Ян Шванкмайер, Дэвид Линч и другие великие иллюзионисты. Мы будем показывать кинокартины режиссёров, более прочих интересовавшихся сей притягательной тайной и каждый на свой лад препарирующих, анализирующих, созерцающих природу воображаемого и фантазматического.

Ближайшие показы:

«К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока — 19 апреля в 19-00

sever

Знаменитый фильм Хичкока «К северу через северо-запад» (в другом переводе – «На север через северо-запад») – непосредственный предшественник эталонной шпионской эпопеи – бондианы. Отдельные эпизоды этой кинокартины (такие, как сцена с кукурузником или на аукционе) вошли в анналы кинематографической хрестоматии. Однако Альфред Хичкок, во многом разработавший жанр шпионского фильма, уже в «К северу через северо-запад» переосмысляет его иронически и критически. Так что же это – классический шпионский фильм или пародия на него? А может быть, доведенные до абсурда хичкоковские саспенс и макгаффин? Разберемся на нашем очередном просмотре с обсуждением.

Прошедшие просмотры 

«Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кеслёвского — 5 апреля в 19-00

veronika

Польский режиссёр Кшиштоф Кеслёвский более всего известен как автор знаменитой трилогии «Три цвета: белый, красный, синий». Однако многие зрители и исследователи центральной его кинокартиной считают фильм «Двойная жизнь Вероники». Сам Кеслёвский определил предмет своего творения как «царство суеверий, ворожбы, предчувствий, грёз – того, что составляет внутреннюю жизнь личности и что сложнее всего запечатлеть на плёнку». «Двойная жизнь Вероники» – многоуровневая притча, что нам как зрителям даёт неограниченный простор для интерпретаций и прочтений этой работы.

«Смерть в Венеции» Лукино Висконти — 22 марта в 19-00

smert_venez

Великий фильм Лукино Висконти, снятый по великой новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» с использованием музыки великого композитора Густава Малера. Смерть, Венеция и три крупнейших фигуры в истории искусства сливаются в этой кинокартине воедино. Конечно, такой фильм не может исчерпываться лишь проблемой и темой однополой любви, которая лежит на поверхности киноповествования. О чём он? О смерти искусства? Или о переходе его на качественно иной уровень? О столкновении двух концепций создания художественного произведения? О споре и конфликте дионисийского и аполлонического в культуре? Об эстетическом идеале? О том, что такое красота? Рациональна она или иррациональна? Во всём этом мы будем дотошно разбираться на нашем очередном просмотре с обсуждением.

 

Воображаемое и фантазматическое: «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони — 8 марта в 19-00

photouv

За фильм «Фотоувеличение» прославленный итальянский режиссёр Микеланджело Антониони получил главные призы каннского, берлинского и венецианского кинофестивалей. Эта картина всегда вызывала весь спектр отзывов – от негодования до неистовых дифирамбов. Один из главных теоретиков неореализма – Антониони – ускользает в этой работе от реальности, перекрашивая для съемок траву на лужайке в более яркий (более зелёный, более реальный) цвет. И в то же время музыка в фильме звучит только там, где она могла бы звучать в реальности (на концерте). Работа с подобными выразительными средствами находит отражение в смысловой ткани кинокартины. Ведь «Фотоувеличение» при всей его многозначности, прежде всего, фильм о природе и сущности искусства, поднимающий проблему отображения реальности, нереальности и сверхреальности в художественном произведении.

Воображаемое и фантазматическое: «Адаптация» Спайка Джонза — 8 февраля в 19-00

adaptation

На нашем очередном просмотре с обсуждением мы обратимся к фильму «Адаптация», который представляет собой некую драматургическую квинтэссенцию. В картине препарирована проблема творчества, мук творчества, творческого воображения, творческого процесса. Возможно ли экранизировать роман об орхидеях? Возможно ли нарративное художественное произведение без героя? Что важнее в творческом процессе – вдохновение или кропотливая работа? Пытаясь ответить на эти вопросы, прославленный сценарист современности Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума») ввёл в сценарий для этого фильма самого себя аж в двух лицах – близнецах, сыгранных впоследствии одним актёром – Николасом Кейджем.

 

 «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана — 15 февраля в 19-00

les

Увы! – но идеальный мир может существовать лишь в нашем воображении. В реализации же идеалистических проектов всегда жди подвоха. Если в реальности и удаётся какое-то время сохранять идиллию, то засчёт всё того же воображения. Грёза о рае всегда останется грёзой. Зло неизбежно и рано или поздно проявится в нашей жизни, вытесняй не вытесняй его в окрестный лес (в глубины бессознательного). Американский режиссёр индийского происхождения М. Найт Шьямалан транслирует эти мысли на экран через смесь сказочности, восточной философии, библейской образности и реалий современных христианских аскетов.

 

18 января в 19-00 — «Джульетта и духи» Федерико Феллини

fellini2

Как преодолеть отчуждение близкого человека – супруга, если ещё и очевидны его измены? Когда окружающая реальность для нас невыносима, спасением становится уход в мир воображения. Однако этот мир составляют не только приятные грёзы – тут, как и во всём, есть оборотная сторона, которую принято называть кошмаром. При этом в нашем воображении мечты и желания причудливо переплетаются с пережитыми в течение жизни психологическими травмами и страхами. На нашем очередном просмотре с обсуждением мы обратимся к кинокартине великого итальянского режиссёра Федерико Феллини «Джульетта и духи».

25 января в 19-00 —  «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча

mulholland_drive

«Малхолланд Драйв» Дэвида Линча с момента выхода и по сей день называют ребусом или загадкой, интерпретируют на все лады, пытаясь приблизиться к вожделенной отгадке «с разных сторон». Эта кинокартина вызывала раздражение и восхищала, именовалась кучей бессвязного мусора и шедевром. При нарочитой запутанности рассказанной/показанной нам истории фильм изобилует таинственными и неоднозначными образами. Сам Линч отказывается объяснять смысл своих фильмов, считая, что кино нужно смотреть – воспринимать чувственно. Тем не менее – его кинокартины провоцируют интеллектуальную работу у зрителя. А поэтому на нашем очередном просмотре с обсуждением мы попытаемся проанализировать и понять, что же хотел сказать нам режиссёр Дэвид Линч своим фильмом «Малхолланд Драйв».

dnevn
Воображаемое в кино: Л. Бунюэль «Дневная красавица» — 14 декабря в 19-00
Очередная киновстреча с просмотром и обсуждением поднимет тему воображения, воображаемого и фантазии. Бунюэль — режиссер известный своими сюрреалистическими работами, творческому сотрудничеству с Дали, независимыми картинами. Он — одна из центральных фигур кинематографа 20 века. Бунюэль снимал фильмы о сюрреалистичном, призрачном, воображаемом, желании человека, поэтому мы будем смотреть и разбирать «Дневную красавицу» — картину, снятую об этих образах и сюжетах.

Воображаемое и фантазматическое: «Бассейн» Франсуа Озона – 21 декабря в 19:00

ozon2

Один из наиболее самобытных современных французских режиссёров Франсуа Озон отличается свободными взглядами на человеческую сексуальность, на поиск себя в сексуальности или же вне её. В контексте этих тем он рассматривает также проблемы сексуального замещения, фантазии и воображения.  Замещение или сублимация через акт художественного творения, а также воображение творца (в данном случае – писателя) и женское воображение  – темы, сливающиеся воедино в одной из центральных кинокартин Озона – «Бассейн», которую мы будем смотреть и обсуждать в ближайший субботний вечер.

 

Стоимость разового посещения — 300р.

Лектор — Дмитрий Поздняков — киновед, журналист

Подпишитесь на нашу рассылку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*